Ю.В. Прокопов, исполнительный директор НП СРП «МетроДеталь»
Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства в регионах.
Партнерское взаимодействие крупных, средних и множества малых предприятий одной отрасли для обеспечения устойчивой конкуренто-способности формируются, создавая устойчивую сеть из лучших поставщиков и потребителей.
Такая совокупность компаний, сочетая свойства отдельных ее элементов в процессе их взаимодействия, приобретает новые качества, которые особенно ярко и разносторонне про-являются в кластерах.
Кластер — это сообщество экономически тесно связанных организаций смежного профиля, расположенных в одном регионе и взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга.
Одним из стратегических направлений развития экономики, играющей важную роль в инфраструктурном обеспечении развития страны, очевидно, является железнодорожный транспорт (включая Метрополитен и городской электротранспорт) и система его материально-технического, технологического, научного (в том числе инновационного), кадрового и прочего обеспечения. При этом транспортная система имеет четкую региональную специализацию и конфигурацию. Так в Санкт-Петербурге представлен весь спектр: метрополитен (второй по величине в России), все виды железнодорожного (грузового, пассажирского, вспомогательного) транспорта, а также городской электротранспорт (трамваи, троллейбусы, в перспективе — линии скоростного трамвая).
Наличие отраслевой промышленной и научно-технической среды с четкой региональной конфигурацией и спецификой, является необходимым и достаточным условием для создания в Санкт-Петербурге кластера, ориен-тированного на развитие метрополитена и другого рельсового транспорта.
Предпосылкой для формирования инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника» (ИПК ТМ «МЖТ») стало создание в 2010 году Некоммерческого партнерства содействия развитию отрасли производства про-дукции и услуг для нужд метропо¬литенов и транспортного машиностроения «МетроДеталь» (НП СРП «МетроДеталь»), объединившего в своем составе ряд специализированных компаний.
Путем объединения усилий и эффективного использования профессионального и интеллектуального потенциала членов Партнерства, НП СРП «МетроДеталь» начало оказывть содействие своим членам в форме организации, разработки и введения в практику соответствующих программ (мероприятий), нормативных доку-ментов, принципов и правил, а также новых маркетинговых, управленческих, информационных, технологических, конструкторских, экологических и сервисных программ модернизации.
Среди прочих задач Партнерства были выделены:
• осуществление для членов Партнерства разработки и реализации программ (проектов), направленных на повышение эффективности технологий контроля, регулирования, управления и производства продукции и услуг для нужд метрополитена и транспортного машиностроения, а также на повышение эффективности (качества) и конкурентоспособности производимой членами Партнерства продукции и оказываемых услуг;
• разработка и реализация мероприятий направленных на осуществление общественных и «профессиональных» контактов членов Партнерства в рамках уставной деятельности Партнерства, организацию взаимодействия между членами Партнерства;
• содействие в повышении роли членов Партнерства в формировании и реализации отраслевой политики путем участия в комиссиях, общественных советах и иных структурах, созданных для широкого обсуждения и разработки нормативно-правовых инструментов и механизмов;
• разработка и реализация программ (проектов), направленных на модернизацию производств в интересах членов Партнерства;
• создание единой информационной системы в области производства продукции и услуг для нужд метрополитена и транспортного машиностроения.
Номенклатура поставок членов НП СРП «МетроДеталь» насчитывает более 1500 наименований механических, пневматических и электрических запасных частей для подвижного состава метрополитена и пассажирского вагоностроения. Постоянными заказчиками членов Партнерства являются крупнейшие предприятия России, в том числе ОАО «РЖД», ОАО «Тверской вагоностроительный завод», ОАО «Демиховский машиностроительный завод», ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод», ОАО «Московские монорельсовые дороги», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «ПО «Севмаш», предприятия ЖКХ и др.Технический парк оборудования предприятий, входящих в НП СРП «МетроДеталь», редставлен современными обрабатывающими центрами с ЧПУ токарными, фрезерными, карусельными,расточными, шлифовальными, долбежными, зубообрабатывающими и протяжными станками. Предоставляются услуги магнитной и ультразвуковой дефектоскопии, термической и механической обработки, изготовления литых деталей из чугуна, цветных сплавов, бронзы, латуни, алюминиевых и титановых сплавов.
Общий среднегодовой объем выручки за последние три года составил порядка 4,5 млрд. рублей, а среднесписочная численность работающих — более 1200 человек, в том числе конструкторско-технологиче-ский состав.
Таким образом, был начат процесс целевого сотрудничества крупных потребителей метровагонной и железнодорожной техники с множеством средних и малых предприятий, с создателями технологий, с рыночными институтами и потребителями на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской бласти.
В основе процесса преобразования НП СРП «МетроДеталь» в ИПК ТМ «МЖТ» лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и партнерами-смежниками. Взаимный обмен информацией ставит в выгодные условия всех участников кластера, в том числе с позиции повышения конкурентоспособности, повышает качество производимых товаров, выполняемых работ и услуг.
Новые отношения внутри кластера стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Такие взаимосвязи внутри кластера формируют новые конкурентные преимущества, способствуют развитию прогрессивных технологий, совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности и порождают совершенно новые возможности.
Предприятия в составе кластера в процессе развития взаимодействия и сближения интересов постепенно преодолевают разобщенность, инертность и замкнутость на внутренних проблемах, в том числе, в ходе выполнения общей приоритетной задачи кластера по взаимодействию с профильным вузами и отраслевыми научно-исследовательскими институтами.
ИПК ТМ «МЖТ» позволит транспортной системе региона развиваться более интенсивно, занимая достойные позиции даже в сравнении с инфра-структурно более развитым странам. Участники кластера проводят специализированные исследования, внедряют передовые технологии, инвестируют в развитие инфраструктуры
и человеческие ресурсы, что дает синергетический эффект и позволяет выстоять в условиях жесткой конкуренции на глобализированных рынках.
В сентябре 2011 года НП СРП «МетроДеталь» планирует подготовить заявку в адрес Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ СПб) на аккредитацию Инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника» (ИПК ТМ «МЖТ»). В целях формирования отраслевой политики создаваемого кластера подписаны рамочные соглашения и ведется работа по взаимодействию с рядом объединений, в том числе с Общероссийской общественной организацией «Союз Машиностроителей России», Некоммерческим партнерством «Экспертный научно-технический союз», Ассоциацией промышленных предприятий Санкт-Петербурга и др.
Среди прочих подписано соглашение о сотрудничестве с Санкт-Петербургским Фондом поддержки промышленности (СПб ФПП), имеющее своей целью реализацию кластерной политики в Санкт-Петербурге через координацию деятельности всех заинтересованных сторон, концентрацию их организационных, финансовых и имиджевых возможностей, и организацию их успешного взаимодействия.
На основе подписанных соглашений и достигнутых договоренностей разрабатывается инновационная программа развития НП СРП «МетроДеталь» на 2011 — 2015 годы как промышленно-инновационого кластера транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника».
В конце сентября 2011 в рамках выставочной части Форума «Российский промышленник — 2011» на совместном стенде с Союзом промышленников и предпринимателей будут представлены основные направления деятельности кластера, его цели, задачи и ряд инновационных проектов.
Приглашаем всех специалистов транспортной отрасли посетить стенд ИПК ТМ «МЖТ» для обсуждения инициативы и перспектив создания отраслевого кластера транспортного машиностроения как живого примера реализации промышленной политики города.
Кластер транспортного машиностроения:предпосылки и возможности
Ю.В. Прокопов, исполнительный директор НП СРП «МетроДеталь»
Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства в регионах.
Партнерское взаимодействие крупных, средних и множества малых предприятий одной отрасли для обеспечения устойчивой конкуренто-способности формируются, создавая устойчивую сеть из лучших поставщиков и потребителей.
Такая совокупность компаний, сочетая свойства отдельных ее элементов в процессе их взаимодействия, приобретает новые качества, которые особенно ярко и разносторонне про-являются в кластерах.
Кластер — это сообщество экономически тесно связанных организаций смежного профиля, расположенных в одном регионе и взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга.
Одним из стратегических направлений развития экономики, играющей важную роль в инфраструктурном обеспечении развития страны, очевидно, является железнодорожный транспорт (включая Метрополитен и городской электротранспорт) и система его материально-технического, технологического, научного (в том числе инновационного), кадрового и прочего обеспечения. При этом транспортная система имеет четкую региональную специализацию и конфигурацию. Так в Санкт-Петербурге представлен весь спектр: метрополитен (второй по величине в России), все виды железнодорожного (грузового, пассажирского, вспомогательного) транспорта, а также городской электротранспорт (трамваи, троллейбусы, в перспективе — линии скоростного трамвая).
Наличие отраслевой промышленной и научно-технической среды с четкой региональной конфигурацией и спецификой, является необходимым и достаточным условием для создания в Санкт-Петербурге кластера, ориен-тированного на развитие метрополитена и другого рельсового транспорта.
Предпосылкой для формирования инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника» (ИПК ТМ «МЖТ») стало создание в 2010 году Некоммерческого партнерства содействия развитию отрасли производства про-дукции и услуг для нужд метропо¬литенов и транспортного машиностроения «МетроДеталь» (НП СРП «МетроДеталь»), объединившего в своем составе ряд специализированных компаний.
Путем объединения усилий и эффективного использования профессионального и интеллектуального потенциала членов Партнерства, НП СРП «МетроДеталь» начало оказывть содействие своим членам в форме организации, разработки и введения в практику соответствующих программ (мероприятий), нормативных доку-ментов, принципов и правил, а также новых маркетинговых, управленческих, информационных, технологических, конструкторских, экологических и сервисных программ модернизации.
Среди прочих задач Партнерства были выделены:
• осуществление для членов Партнерства разработки и реализации программ (проектов), направленных на повышение эффективности технологий контроля, регулирования, управления и производства продукции и услуг для нужд метрополитена и транспортного машиностроения, а также на повышение эффективности (качества) и конкурентоспособности производимой членами Партнерства продукции и оказываемых услуг;
• разработка и реализация мероприятий направленных на осуществление общественных и «профессиональных» контактов членов Партнерства в рамках уставной деятельности Партнерства, организацию взаимодействия между членами Партнерства;
• содействие в повышении роли членов Партнерства в формировании и реализации отраслевой политики путем участия в комиссиях, общественных советах и иных структурах, созданных для широкого обсуждения и разработки нормативно-правовых инструментов и механизмов;
• разработка и реализация программ (проектов), направленных на модернизацию производств в интересах членов Партнерства;
• создание единой информационной системы в области производства продукции и услуг для нужд метрополитена и транспортного машиностроения.
Номенклатура поставок членов НП СРП «МетроДеталь» насчитывает более 1500 наименований механических, пневматических и электрических запасных частей для подвижного состава метрополитена и пассажирского вагоностроения. Постоянными заказчиками членов Партнерства являются крупнейшие предприятия России, в том числе ОАО «РЖД», ОАО «Тверской вагоностроительный завод», ОАО «Демиховский машиностроительный завод», ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод», ОАО «Московские монорельсовые дороги», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «ПО «Севмаш», предприятия ЖКХ и др.Технический парк оборудования предприятий, входящих в НП СРП «МетроДеталь», редставлен современными обрабатывающими центрами с ЧПУ токарными, фрезерными, карусельными,расточными, шлифовальными, долбежными, зубообрабатывающими и протяжными станками. Предоставляются услуги магнитной и ультразвуковой дефектоскопии, термической и механической обработки, изготовления литых деталей из чугуна, цветных сплавов, бронзы, латуни, алюминиевых и титановых сплавов.
Общий среднегодовой объем выручки за последние три года составил порядка 4,5 млрд. рублей, а среднесписочная численность работающих — более 1200 человек, в том числе конструкторско-технологиче-ский состав.
Таким образом, был начат процесс целевого сотрудничества крупных потребителей метровагонной и железнодорожной техники с множеством средних и малых предприятий, с создателями технологий, с рыночными институтами и потребителями на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской бласти.
В основе процесса преобразования НП СРП «МетроДеталь» в ИПК ТМ «МЖТ» лежит обмен информацией о потребностях в технике, технологиях и услугах между производителями, поставщиками, покупателями и партнерами-смежниками. Взаимный обмен информацией ставит в выгодные условия всех участников кластера, в том числе с позиции повышения конкурентоспособности, повышает качество производимых товаров, выполняемых работ и услуг.
Новые отношения внутри кластера стимулируют инновационную деятельность, способствуют развитию прогрессивных технологий и совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Такие взаимосвязи внутри кластера формируют новые конкурентные преимущества, способствуют развитию прогрессивных технологий, совершенствованию всех этапов совместной экономической деятельности и порождают совершенно новые возможности.
Предприятия в составе кластера в процессе развития взаимодействия и сближения интересов постепенно преодолевают разобщенность, инертность и замкнутость на внутренних проблемах, в том числе, в ходе выполнения общей приоритетной задачи кластера по взаимодействию с профильным вузами и отраслевыми научно-исследовательскими институтами.
ИПК ТМ «МЖТ» позволит транспортной системе региона развиваться более интенсивно, занимая достойные позиции даже в сравнении с инфра-структурно более развитым странам. Участники кластера проводят специализированные исследования, внедряют передовые технологии, инвестируют в развитие инфраструктуры
и человеческие ресурсы, что дает синергетический эффект и позволяет выстоять в условиях жесткой конкуренции на глобализированных рынках.
В сентябре 2011 года НП СРП «МетроДеталь» планирует подготовить заявку в адрес Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ СПб) на аккредитацию Инновационно-промышленного кластера транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника» (ИПК ТМ «МЖТ»). В целях формирования отраслевой политики создаваемого кластера подписаны рамочные соглашения и ведется работа по взаимодействию с рядом объединений, в том числе с Общероссийской общественной организацией «Союз Машиностроителей России», Некоммерческим партнерством «Экспертный научно-технический союз», Ассоциацией промышленных предприятий Санкт-Петербурга и др.
Среди прочих подписано соглашение о сотрудничестве с Санкт-Петербургским Фондом поддержки промышленности (СПб ФПП), имеющее своей целью реализацию кластерной политики в Санкт-Петербурге через координацию деятельности всех заинтересованных сторон, концентрацию их организационных, финансовых и имиджевых возможностей, и организацию их успешного взаимодействия.
На основе подписанных соглашений и достигнутых договоренностей разрабатывается инновационная программа развития НП СРП «МетроДеталь» на 2011 — 2015 годы как промышленно-инновационого кластера транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника».
В конце сентября 2011 в рамках выставочной части Форума «Российский промышленник — 2011» на совместном стенде с Союзом промышленников и предпринимателей будут представлены основные направления деятельности кластера, его цели, задачи и ряд инновационных проектов.
Приглашаем всех специалистов транспортной отрасли посетить стенд ИПК ТМ «МЖТ» для обсуждения инициативы и перспектив создания отраслевого кластера транспортного машиностроения как живого примера реализации промышленной политики города.
Рубрики
Подписаться на новости