Журнал "Экспертный союз" № 14 (30)
Еще раз о «длинных» кредитах
ОТ РЕДАКЦИИ. 9 декабря в Москве работала специализированная секция Московского Экономического Форума по теме «Центральный банк для России: друг или враг?». Такова обычная практика МЭФ — проводить экспертные слушания по ключевым аспектам экономической политики заранее, формируя максимально проработанную повестку дня и рекомендации к основным датам проведения Форума. В 2015 году его работа запланирована на 2526 марта.
В преддверии своего участия в декабрьской секции первый зампред Комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России В. В. Гутенев дал краткую профессиональную оценку политики ЦБ России. Он, в частности, сказал: «Действительно, проводимая Центробанком в последнее время политика, мягко говоря, озадачивает промышленное сообщество. По мнению промышленников, недавнее повышение ключевой ставки до 9,5% означает, что для Центробанка приоритетным направлением является не стимулирование экономического роста, а сдерживание растущих темпов инфляции».
Современные экономические инструменты поддержки отечественной промышленности: ожидания и пожелания
В последнее время в части содействия развитию промышленности на общегосударственном уровне появилось несколько экономических инструментариев. Это прежде всего Постановление Правительства № 3 от 03.01. 2014 по компенсации процентов за пользование банковскими средствами в инвестиционных проектах в сфере промышленности.
Наконец-то приступило к оперативной деятельности в июне 2014 г., после долгих обсуждений и ожиданий, Агентство Кредитных Гарантий (АКГ). Тем самым появилась возможность для молодых предприятий в целях кредитования или получения прямых инвестиций для инновационного развития получить 50% госгарантий на объем запрашиваемых средств.
И вот выходит на финишную прямую созданная по поручению Президента РФ В. В. Путина особо ожидаемая государственная структура под эгидой Минпромторга — Фонд Развития Промышленности (ФРП). И пока еще есть возможность обсудить концепцию Фонда, что-то подкорректировать, отладить механизм его действия.
Институт цивилизованного лоббизма в России как Фактор эффективности государственного управления
В апреле 2014 года глава государства обратил внимание общества на необходимость формирования института лоббизма. Президентом был озвучен Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы, согласно которому Правительству РФ необходимо внести ряд предложений, направленных на создание нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы. Тем самым Владимир Путин подчеркнул значимость процессов формирования института лоббизма в России.
Эволюционный или революционный пути в повышении эффективности производства
От «заплат» к системе
Выбор способа повышения эффективности производства часто происходит в рамках стереотипов «быстро и дорого» или «медленно и эпизодично». Почему эти стереотипы не имеет под собой реальной основы, попробуем объяснить в этой статье.
Юрий Болдырев:
о самореализации с пользой для страны
В сентябре 2014 года в Санкт-Петербурге редакцией газеты «Точка Ру» (http://tochkapy.ru) совместно с обществом единомышленников Юрия Болдырева и активистами группы Сергея КараМурзы в социальных сетях, при поддержке межрегиональной общественной организации «Ассоциация работников молодёжной сферы», был создан клуб, в рамках которого проводятся встречи с известными учёными и общественно-политическими деятелями патриотического направления.
28 ноября клубом газеты была организована встреча с экономистом, советским и российским политическим деятелем, эксзампредом Счётной палаты РФ Юрием Болдыревым, которая прошла в гостеприимных стенах Санкт-Петербургского Государственного института Психологии и Социальной работы (СПбГИПСР).
Россельхозбанк окажет поддержку бизнесу
Россельхозбанк — один из крупнейших банков в России. Созданный в 2000 году в целях развития национальной кредитно-финансовой системы и сельских территорий Российской Федерации, сегодня это универсальный коммерческий банк, предоставляющий все виды банковских услуг и занимающий лидирующие позиции в финансировании агропромышленного комплекса России.
В этом году Россельхозбанк значительно нарастил свой корпоративный кредитный портфель в Петербурге. О перспективах развития кредитования юридических лиц, а также о продуктах реализуемых банком в данном направлении рассказывает директор Санкт-Петербургского филиала ОАО «Россельхозбанк» Илья Злуницын.
К созданию технических комплексов
для освоения ресурсов российского
континентального шельфа
ОТ РЕДАКЦИИ. Природные богатства — отнюдь не проклятье, если хозяин сам способен их добыть, перевезти и обработать. Но если все, кроме старой советской карты нефтяных полей отдано «на аутсорсинг», то на горизонте сразу появляется легендарная нефтегазовая игла и быстро колет прямо в заплывший жиром мозг, который уже мало чем отличается от «пятой точки». Суровый «втык», который в очередной раз «вдруг» так ощутила наша экономика, вполне заслужен. Ведь нефтегазовая отрасль сама по себе далеко не примитивна с технологической точки зрения. Способность создавать современное оборудование для бурения скважин, добычи и транспортировки углеводородов — это тоже привилегия немногих стран с развитой наукоемкой промышленностью. Отечественные «эффективные менеджеры» умудрились попасть в зависимость от импорта даже в этом, казалось бы, максимально близком к деньгам секторе машиностроения. И, как это нередко бывало в нашей истории, только внешняя агрессия (в данном случае экономическая) дает нам шанс увидеть и реализовать собственный потенциал. А он есть.
Альянс конкурентоспособных
В условиях непростой геополитической ситуации вокруг России и СНГ в глазах международного сообщества, отсутствий гарантий надежности работы с российскими компаниями, внешнеторговые отношения между Россией и всем миром стоят под угрозой кризиса.
Для большинства иностранных компаний Россия — зона риска, где контракты нарушаются, сроки срываются, цена может меняться в разы в процессе перевозки. Тем не менее, огромный импорто-ориентированный российский рынок, с сохраняющейся высокой покупательской способностью населения, по-прежнему остается наиболее «лакомым куском» для иностранных бизнесменов. И все же иностранцы перестраховываются, давая заведомо высокие ставки и отказывая в долгосрочном кредитовании для грузов в Россию и доверяют только тем российским, казахстанским, украинским компаниям, с которыми бизнес отношения налажены много лет.
Кластер состоялся
20 ноября 2014 года Инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника» отметил свой первый юбилей.
ИПК ТМ «МЖТ» образовано в 2009 году по инициативе руководителей ряда специализированных предприятий транспортного машиностроения, расположенных на территории Центрального и Северо-западного регионов России. С целью содействия членам Партнерства в осуществлении ими деятельности в области производства продукции (детали, узлы, комплектующие) для нужд городского электрического транспорта (вагоны метро, трамваи, троллейбусы), РЖД (интерьеры для пассажирских вагонов и электропоездов) и транспортного машиностроения, а также внедрение инноваций, разработка и использование современных эффективных технологий, обеспечение и защита своей деятельности в области производства продукции.
Неужели будет прорыв?!
ОТ РЕДАКЦИИ. Тема строительства дорог в России по технологиям, наиболее точно отвечающим требованиям нашего климата и масштабов территорий не раз поднималась на страницах «ЭС». Дважды это делала наш автор Д. В. Еременко, акцентируя внимание читателей на давно проработанном и испытанном технологическом решении от доктора химических наук М. Я. Бикбау. Эта тема неоднократно выносилась нами на обсуждение в кругу экспертов на нескольких профильных форумах и выставках. Реакция экспертного сообщества всегда была позитивной, заинтересованной и ожидающей: когда же к делу? Всем очевидно, что традиционно глубоко коррумпированный и гиперрастратный сектор дорожного строительства становится слишком тяжелой обузой для страны в условиях внешних санкций и дефицита бюджета. Пора, по выражению Михаила Делягина, учиться экономить на воровстве. Развитие этой «инициативы» в дорожном строительстве может дать массу позитивных эффектов!
Как представитель Санкт-Петербургского регионального отделения Союза Машиностроителей и корреспондент «Экспертного союза», Дарина Еременко вошла в состав рабочей группы Экспертного совета при заместителе председателя Госдумы по подготовке очередного «круглого стола», а затем, — по выработке его решения. Будем надеяться, парламентская площадка поможет России поскорее продвинуться в технологическом плане в строительстве дорог и сэкономить на этом несколько полезных для экономики миллиардов.