«Ленинградский Металлический завод» (ЛМЗ) был создан на базе
Санкт-Петербургского Металлического завода, основанного в 1857 году купцом С.Н.
Растеряевым (1805–1860). Долгое время все руководящие должности на заводе
занимали специалисты из Германии. Первый русский инженер – Николай Данилович
Лесенко – поступил на завод в 1887 году и 10 лет был его директором (1901–1911).
Одной из самых знаменитых конструкций, носящих клеймо завода, в Санкт-Петербурге является мост Императора Петра Великого, для которого на заводе была спроектирована, изготовлена и смонтирована разводная часть – самая сложная в техническом плане.
За свою историю завод переименовывался не один раз.
Первоначальное наименование – «Компания Санкт-Петербургского Металлического
завода», затем – «Петроградский Металлический завод» (1918–1925),
«Ленинградский Металлический завод крупного машиностроения», а 19 марта 1930
года заводу присвоили имя И.В. Сталина.
При заводе работал первый в стране ВТУЗ (первый выпуск в
1932 году), впоследствии ставший Институтом машиностроения.
В конце 1930-х гг. ЛМЗ был одним из лидеров советской
промышленности, занимая монопольное положение в области проектирования и
производства паровых и гидравлических турбин для электростанций. Но его
производственный взлет прервала Великая Отечественная война.
22 июня 1941 года после полудня на Металлическом заводе состоялся митинг, завершившийся уходом на фронт трех с половиной тысяч турбостроителей. Началась запись в отряды Народного ополчения.
Энерговооружение страны даже в условиях военного времени
составляло основу поддержания обороноспособности государства. Из-за этой
зависимости возникла необходимость сохранения конструкторских бюро и
перебазирования их вглубь страны с целью использования квалифицированных кадров
по демонтажу и вывозу электростанций из зон, находящихся под угрозой вражеской
оккупации, ввода в эксплуатацию новых мощностей и осуществления плановых
ревизий и ремонтов действующих станций.
11 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял
решение об эвакуации конструкторских бюро, технических архивов и уникального
оборудования, предназначенного для производства турбин, в город Верхняя Салда
Свердловской области – на площадку строящегося завода «Стальконструкция». ЛМЗ эвакуировали частично, поэтому при
самом неблагоприятном развитии событий – сдачи города – завод предполагалось
взорвать.
С 17 по 25 июля было сформировано четыре эшелона для вывоза
части оборудования ЛМЗ. С этими железнодорожными составами эвакуировались 256
инженеров с семьями.
Многие из оставшихся в Ленинграде инженеров перешли в цеха, начали
осваивать рабочие профессии.
Первой военной продукцией ЛМЗ в войну стали кирки, ломы и лопаты, затем «звездочки» для прокола покрышек автомашин, «финские» ножи и винтовочные штыки. Налаживалось изготовление пищевых чугунных котлов и отливка корпусов реактивных снарядов и мин.
В самые страшные месяцы голода и блокады Ленинграда
Металлический завод работал, хотя и из последних сил. Энергоцех №3, или
блок-станция, был сердцем завода: подвиг углевозов и кочегаров, поддерживавших,
возможно, единственные оставшиеся котел и турбину во всем Ленинграде, бесценен.
Война изменила производственный профиль Ленинградского
Металлического завода: в июле 1941 года предприятие получило первое настоящее
боевое задание – изготовить корпуса и башни для тяжелых танков.
Осенью 1941 года в цехах продолжилось производство отдельных
узлов танков, завод занимался выпуском бронепоездов и бронетранспортеров. В
короткие сроки молодыми рабочими, пришедшими из ремесленного училища, было
сделано семь тысяч наствольных трубок-глушителей для снайперских винтовок.
Бригады металлистов ремонтировали танки прямо на поле боя, участвовали в
ликвидации разрушений на кораблях Балтфлота.
А.Д. Коршунов – «снайпер тыла» – лучший сварщик Ленинграда, применив при сварке корпусов мин приспособление собственной конструкции, довел производительность до 32 дневных норм. Он был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и Орденом «Знак Почета».
В общей сложности за время войны на завод было сброшено 300
фугасных и зажигательных бомб, на территории завода разорвалось 500 фугасных и
более 1000 осколочных и шрапнельных снарядов. Только за один день 26 января
1943 года бомбежка унесла 26 жизней.
Несмотря на потери, голод, холод, всю войну завод продолжал работать, выполнять и перевыполнять план фронтовых заказов.
Современное развитие завода связано с преобразованием его в акционерное общество и вхождением в 2000 году в состав компании «Силовые машины», являющейся членом Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России.
Ленинградский Металлический завод во время Великой Отечественной войны
«Ленинградский Металлический завод» (ЛМЗ) был создан на базе Санкт-Петербургского Металлического завода, основанного в 1857 году купцом С.Н. Растеряевым (1805–1860). Долгое время все руководящие должности на заводе занимали специалисты из Германии. Первый русский инженер – Николай Данилович Лесенко – поступил на завод в 1887 году и 10 лет был его директором (1901–1911).
Одной из самых знаменитых конструкций, носящих клеймо завода, в Санкт-Петербурге является мост Императора Петра Великого, для которого на заводе была спроектирована, изготовлена и смонтирована разводная часть – самая сложная в техническом плане.
За свою историю завод переименовывался не один раз. Первоначальное наименование – «Компания Санкт-Петербургского Металлического завода», затем – «Петроградский Металлический завод» (1918–1925), «Ленинградский Металлический завод крупного машиностроения», а 19 марта 1930 года заводу присвоили имя И.В. Сталина.
При заводе работал первый в стране ВТУЗ (первый выпуск в 1932 году), впоследствии ставший Институтом машиностроения.
В конце 1930-х гг. ЛМЗ был одним из лидеров советской промышленности, занимая монопольное положение в области проектирования и производства паровых и гидравлических турбин для электростанций. Но его производственный взлет прервала Великая Отечественная война.
22 июня 1941 года после полудня на Металлическом заводе состоялся митинг, завершившийся уходом на фронт трех с половиной тысяч турбостроителей. Началась запись в отряды Народного ополчения.
Энерговооружение страны даже в условиях военного времени составляло основу поддержания обороноспособности государства. Из-за этой зависимости возникла необходимость сохранения конструкторских бюро и перебазирования их вглубь страны с целью использования квалифицированных кадров по демонтажу и вывозу электростанций из зон, находящихся под угрозой вражеской оккупации, ввода в эксплуатацию новых мощностей и осуществления плановых ревизий и ремонтов действующих станций.
11 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации конструкторских бюро, технических архивов и уникального оборудования, предназначенного для производства турбин, в город Верхняя Салда Свердловской области – на площадку строящегося завода «Стальконструкция». ЛМЗ эвакуировали частично, поэтому при самом неблагоприятном развитии событий – сдачи города – завод предполагалось взорвать.
С 17 по 25 июля было сформировано четыре эшелона для вывоза части оборудования ЛМЗ. С этими железнодорожными составами эвакуировались 256 инженеров с семьями.
Многие из оставшихся в Ленинграде инженеров перешли в цеха, начали осваивать рабочие профессии.
Первой военной продукцией ЛМЗ в войну стали кирки, ломы и лопаты, затем «звездочки» для прокола покрышек автомашин, «финские» ножи и винтовочные штыки. Налаживалось изготовление пищевых чугунных котлов и отливка корпусов реактивных снарядов и мин.
В самые страшные месяцы голода и блокады Ленинграда Металлический завод работал, хотя и из последних сил. Энергоцех №3, или блок-станция, был сердцем завода: подвиг углевозов и кочегаров, поддерживавших, возможно, единственные оставшиеся котел и турбину во всем Ленинграде, бесценен.
Война изменила производственный профиль Ленинградского Металлического завода: в июле 1941 года предприятие получило первое настоящее боевое задание – изготовить корпуса и башни для тяжелых танков.
Осенью 1941 года в цехах продолжилось производство отдельных узлов танков, завод занимался выпуском бронепоездов и бронетранспортеров. В короткие сроки молодыми рабочими, пришедшими из ремесленного училища, было сделано семь тысяч наствольных трубок-глушителей для снайперских винтовок. Бригады металлистов ремонтировали танки прямо на поле боя, участвовали в ликвидации разрушений на кораблях Балтфлота.
А.Д. Коршунов – «снайпер тыла» – лучший сварщик Ленинграда, применив при сварке корпусов мин приспособление собственной конструкции, довел производительность до 32 дневных норм. Он был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и Орденом «Знак Почета».
В общей сложности за время войны на завод было сброшено 300 фугасных и зажигательных бомб, на территории завода разорвалось 500 фугасных и более 1000 осколочных и шрапнельных снарядов. Только за один день 26 января 1943 года бомбежка унесла 26 жизней.
Несмотря на потери, голод, холод, всю войну завод продолжал работать, выполнять и перевыполнять план фронтовых заказов.
Современное развитие завода связано с преобразованием его в акционерное общество и вхождением в 2000 году в состав компании «Силовые машины», являющейся членом Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России.
Материалы предоставлены ЛМЗ.
Дополнительные источники: https://museum.power-m.ru/, https://www.spb.kp.ru/
Фото: https://museum.power-m.ru/, https://ratenews.ru/, https://zavodfoto.mirtesen.ru/, https://absoluttv.ru/
Рубрики
Подписаться на новости