218 Авиационный ремонтный завод во время Великой Отечественной войны

У расположенного в Гатчине 218-го Авиаремонтного завода богатая история, неотделимая от истории отечественной авиации. В 2016 году он отметил свой 75-летний юбилей.

Созданные в августе 1941 года авиаремонтные мастерские, от которых ведет свою историю нынешнее АО «ОДК 218 АРЗ», в годы блокады восстанавливали поврежденные в боях штурмовики Ил-2 и пикирующие бомбардировщики Пе-2. За время войны специалисты завода отремонтировали для Ленинградского фронта 1033 боевых самолета, 100 авиадвигателей, 1973 спецмашины и много другой авиационной техники.

Первое командование. В центре – П.М. Маликов (руководил АРБ в 1945–1946 гг.)

В сложных условиях начала Великой Отечественной войны, когда авиационные заводы №47, №387 и №284 были эвакуированы из Ленинграда, Городской комитет КПСС принял решение о необходимости поддержания на соответствующем уровне самолетного парка 13-й Воздушной Армии Северного фронта за счет возвращения в строй поврежденных самолетов. Стало очевидно, что существовавшие в ВВС разнообразные мелкие подвижные ремонтные мастерские не могут решить этой задачи.

Решением Военного Совета Северного фронта №14400 от 5 августа 1941 года (23 августа 1941 года решением Ставки Северный фронт был разделен на Карельский и Ленинградский) на площадях эвакуированных заводов в Ленинграде были созданы авиационные ремонтные базы: 2-я АРБ – в Московском районе, 3-я АРБ – в Выборгском. Из-за разрушений, вызванных налетами авиации и артобстрелом территории, 2-я АРБ в октябре 1941 года перебазировалась в Приморский район.

Разрушенные корпуса АРБ

Преодолевая неимоверные трудности становления, 2-я и 3-я АРБ одновременно с подготовкой квалифицированных специалистов по ремонту выполняли задачи восстановления боевых самолетов и двигателей. Вчерашние рабочие и служащие, не имевшие в прошлом никакого отношения к авиации, становились специалистами капитального ремонта самолетов, создавали технологии ремонта и выпуска запасных частей из имевшихся в наличии материалов и средств. Благодаря растущему мастерству, энергии и настойчивости личного состава АРБ все задачи, стоявшие перед ремонтниками, выполнялись в срок.

АРБ восстанавливала списанные самолеты со стопроцентной гарантией. На них прекрасно летали, база не получила ни одной рекламации на отремонтированные самолеты.

В условиях блокады приближалась первая суровая военная зима. Все силы были брошены на обеспечение работы авиации в зимних условиях, изготавливались лыжи для различных типов самолетов, чехлы, средства подогрева самолетов, отепление машин. Люди работали в верхней одежде, не выходя из цехов по несколько суток, жили впроголодь.

И в этих труднейших условиях задания фронта выполнялись. К концу 1941 года было отремонтировано 133 боевых самолета и 45 спецмашин.

20 ноября 1944 года 2-я и 3-я АРБ были объединены в 216-ю передвижную авиаремонтную базу (216 ПАРБ) и перебазированы в Ленинградскую область, в город Гатчину, освобожденную от немецко-фашистских захватчиков 26 января 1944 года.

Восстановление заводских корпусов

Ярко-красные кирпичные здания бывших казарм Лейб-гвардии Кирасирского полка расположены рядом с Гатчинским дворцом и парком. Но авиационная история этих мест началась гораздо раньше того момента, когда в 1944 здесь обосновался военный авиаремонтный завод. С 1910 года на этой территории находился Гатчинский аэродром — первый военный аэродром России, первая летная школа. С этим аэродромом связаны имена Петра Нестерова, первой русской летчицы Лидии Зверевой, основателя Российского воздушного флота генерал-лейтенанта Александра Кованько, Героя Советского Союза Валерия Чкалова и многих других летчиков, внесших свой вклад в историю российской авиации.

В январе 1945 года перебазированием моторного цеха был завершен переезд АРБ из Ленинграда в Гатчину. За послевоенный период объем производства увеличился в десять с половиной раз, в два-три раза возрос ресурс двигателей. Когда началось оснащение Военно-Воздушных сил СССР реактивными самолетами, перед АРБ была поставлена задача: в кратчайший срок освоить ремонт реактивных авиационных двигателей. Началом было освоение ремонта двигателей ВК-1 и ВК-1А. Базовый двигатель ВК-1 устанавливался на самолётах Ла-176, Ла-200, МиГ-15бис, Як-50, а доработанный ВК-1А – на самолетах Ил-28, МиГ-17, Ту-14.

Истребитель МиГ-15 с раскапотированным двигателем ВК-1А

С 1952 года АРЗ стал одним из ведущих специализированных предприятий по капитально-восстановительному ремонту турбореактивных двигателей для самолетов-истребителей ВВС. В 1999 году в состав «218 АРЗ» вошел 527-й Авиаремонтный завод.

За без малого 80 лет своей истории заводом пройден путь от простой ремонтной базы, которая должна была обеспечить оперативное восстановление военной техники для фронта, до современного высокоорганизованного промышленного предприятия.

В течение последних лет 218 Авиационный Ремонтный завод находится в активной фазе технического перевооружения и реконструкции. Сейчас завод работает в интенсивном режиме, выпуская в год около четырехсот отремонтированных двигателей самых разных модификаций. «218 АРЗ» –  это динамично развивающееся предприятие на российском рынке ремонта авиационных двигателей военного и гражданского назначения. Его основная специализация:

  • капитальный ремонт и сервисное обслуживание авиационных двигателей ТВ3-117 всех модификаций, установленных на основных модификациях вертолетов Миля и Камова;
  • капитальный ремонт и сервисное обслуживание авиационных двигателей ТВ2-117А (АГ), установленных на вертолетах Ми-8Т;
  • капитальный ремонт и сервисное обслуживание двигателей Р95Ш и Р195, установленных на самолетах-штурмовиках Су-25, Су-39;
  • капитальный ремонт и сервисное обслуживание авиационных двигателей Д-30Ф6, установленных на истребителях-перехватчиках МиГ-31;
  • капитальный ремонт агрегатов топливорегулирующей аппаратуры и электроавтоматики для вышеперечисленных типов авиационных двигателей.

С 2002 года «218 АРЗ» является членом ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), которая объединяет крупнейшие предприятия России и зарубежья, занятые разработкой, производством и ремонтом авиационных двигателей и их комплектующих, а также членом Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России. С 2015 года «218 АРЗ» входит в структуру АО «ОДК» (Объединенная двигателестроительная корпорация).

Источники: http://aviaremont.ru/company/plants/218arz/, http://ploshadtruda.ru/, http://авиару.рф/

Фото: https://gtn-pravda.ru/, http://авиару.рф/aviamuseum/

Добавить комментарий