Сутью 1-ой промышленной революции была индустриализация ручного труда. 2-я промышленная революция, идущая сейчас – индустриализация интеллектуальной деятельности. Именно это квинтэссенция глобальной конкуренции.
Ключевыми «машинами и механизмами» обеспечивающими индустриализацию интеллектуальной деятельности являются современные программные продукты и средства коммуникаций. Они обеспечивают:
•Новое функциональное качество продуктов, способность заглянуть за горизонт;
•Устранение рутинных многочисленных конструкторских ошибок;
•Снижение материалоемкости;
•Снижение трудоемкости;•Сокращение цикла проектирования и постройки;•Снижение себестоимости;
Квалификацию современного инженера обеспечивают: 3D-конструирование и компьютеризированная теория, применяемая на практике; 3D-моделирование реальности; 3D – бесконтактная метрология; маркетинг и управление продуктом; финансовые инструменты и управление себестоимостью; непрерывное совершенствование и управление процессами.
Какие же учебные дисциплины обеспечивают получение высокой инженерной квалификации?
•Предметная область на примерах лучших мировых практик, создание прототипов (макетов);
•Иностранный язык, свободное общение;
•Математика, инженерный эксперимент (математическая статистика и ПФЭ);
•Профильная система твердотельного конструирования (CAD) – 6 мес.;
•Управление рисками (FMEA) – 2 нед.;
•Система расчетного моделирования (CAE) – 3 мес.;
•Экономика производства (МСФО и РПБУ) – 1 мес.;
•Стандарты ISO и технологии непрерывного совершенствования – 2 нед.;
•Управление проектами и программами (Stage Gate) – 1 мес.;
Для формирования требований к непрерывному процессу формирования передовой квалификации в судостроительной промышленности использованы данные из открытых источников.
Табл. 1 Данные о производительности различных судостроительных стран мира.
Страна
Производительность , чел.-час /т (данные ОАО «ЦТСС»)
Южная Корея
15
Япония
20
Норвегия
35
Россия
60
Табл. 2 Данные о себестоимости различных типов судов.
Структура себестоимости постройки судов различных типовза рубежом по статьям затрат, %. «Мировое судостроение» С.И. Логачёв
Статья затрат по конструктивно-технологическим группам весовой нагрузки
Сухогруз,DW= 15 000 т
Навалочник,DW = 75 000 т
Танкер,DW = 102 000 г
матер.
труд
Итого
матер.
труд
Итого
матер.
труд
Итого
Металлический корпус, включая фундаменты и подкрепления
15,95
10,46
26%
18,95
12,62
32%
19,94
11,17
31%
Главная машинная установка. Включая оборудование, механизмы систем, валопроводы и движители
24,74
3,92
29%
20,29
2,22
23%
20,78
2,27
23%
Расходы на управление. Включая расходы на администрацию, мастеров и др.
0,71
19.04
20%
1,53
19.49
21%
1,29
17.13
18%
Еще более года назад были выполнены расчеты, показывающие предельный уровень возможного снижения себестоимости постройки судов в России (статья «Путь к конкурентоспособности судостроения», «ЭС» №1, сентябрь 2011 г.).
Выполненный анализ позволяет обосновать базовые квалификационные направления системы непрерывного образовательного процесса для обеспечения верфи необходимой квалификацией. См. таблицу 3.
Табл. 3 Базовые направления и базовые требования к системе непрерывного образовательного процесса обеспечения верфи необходимой квалификацией.
Управление процессами
3D
Измерения
Сварка
Роботы
Рабочий
Технология судостроения (min). Проекты Lean для рабочего места. ТЭО.
«Чтение» технической документации. Получение задания. Взаимодействие со службами. Отчет о выполнении.
Начертательная геометрия (min). Выполнение разметочных операций по точкам, заданным техником.
Базовые знания. Качество ручной сварки под рентген.
Технология судостроения (medium). Проекты Lean для производственного участка. Формирование и оптимизация планов в MES. ТЭО.
Работа с технической документацией без вмешательства в конструкцию. Распределение заданий. Устранение коллизий у рабочего в «чтении» технической документации. Фиксация коллизий.
Начертательная геометрия (medium). Выполнение измерений по программе измерений, сформированной инженером.
Разработка технологий и программ. Пуcконаладка.
Разработка технологий и написание про-грамм в поле возможных стратегий и альтернатив. Пусконаладка.
Магистр (инженер, эксперт)
Технология судостроения (max). Проекты Lean для производственного подразделения. Формирование и оптимизация планов в ERP. ТЭО.
Создание технической документации. Устранение «неразрешимых» без вмешательство в конструкцию коллизий. Фиксация решений. Написание интерактивных инструкций.
Начертательная геометрия (maximum). Формирование технических решений в рамках всех возможностей и всех ограничений. Формирование программ измерений. FMEA. ТЭО.
Формирование технических решений в рамках всех возможностей и всех ограничений. FMEA. ТЭО. решений.
Формирование технических решений в рамках всех возможностей и всех ограничений. FMEA. ТЭО.
Поскольку обновление знаний, обновление оборудования, обновление технологий идет сегодня с циклом 5 лет, то постоянное переоснащение учебно-лабораторной базы делает либо неподъемным по стоимости процесс обучения, либо неподъемным по стоимости процесс переоснащения для учебных заведений.
Выход видится в следующем. Необходимо учебно-исследовательские полигоны формировать в отраслевых НИИ, к которым привязать и интенсивную практику обучающихся.
НИИ ведут отработку технологий на новых типах оборудования и продают готовые технологические комплексы в промышленный сектор. Таким образом, осуществляется перманентное обновление учебной базы.
Совершенствование процессов и применения инструментов по управлению ими лучше осуществлять в условиях непосредственной деятельности, то есть на верфи. Соответственно там же необходимо проводить обучение. Ясно, что выше указанные тезисы удобнее реализовать в условиях территориальной близости учебных заведений, НИИ и верфи. На мой взгляд, Кронштадт идеально подходит для формирования такого судостроительного кластера.
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ как неотъемлемая часть коммерчески успешной верфи
Ф.А. Шамрай
Сутью 1-ой промышленной революции была индустриализация ручного труда. 2-я промышленная революция, идущая сейчас – индустриализация интеллектуальной деятельности. Именно это квинтэссенция глобальной конкуренции.
Ключевыми «машинами и механизмами» обеспечивающими индустриализацию интеллектуальной деятельности являются современные программные продукты и средства коммуникаций. Они обеспечивают:
•Снижение трудоемкости;•Сокращение цикла проектирования и постройки;•Снижение себестоимости;
Квалификацию современного инженера обеспечивают: 3D-конструирование и компьютеризированная теория, применяемая на практике; 3D-моделирование реальности; 3D – бесконтактная метрология; маркетинг и управление продуктом; финансовые инструменты и управление себестоимостью; непрерывное совершенствование и управление процессами.
Какие же учебные дисциплины обеспечивают получение высокой инженерной квалификации?
Для формирования требований к непрерывному процессу формирования передовой квалификации в судостроительной промышленности использованы данные из открытых источников.
Табл. 1 Данные о производительности различных судостроительных стран мира.
(данные ОАО «ЦТСС»)
Табл. 2 Данные о себестоимости различных типов судов.
Еще более года назад были выполнены расчеты, показывающие предельный уровень возможного снижения себестоимости постройки судов в России (статья «Путь к конкурентоспособности судостроения», «ЭС» №1, сентябрь 2011 г.).
Выполненный анализ позволяет обосновать базовые квалификационные направления системы непрерывного образовательного процесса для обеспечения верфи необходимой квалификацией. См. таблицу 3.
Табл. 3 Базовые направления и базовые требования к системе непрерывного образовательного процесса обеспечения верфи необходимой квалификацией.
Поскольку обновление знаний, обновление оборудования, обновление технологий идет сегодня с циклом 5 лет, то постоянное переоснащение учебно-лабораторной базы делает либо неподъемным по стоимости процесс обучения, либо неподъемным по стоимости процесс переоснащения для учебных заведений.
Выход видится в следующем. Необходимо учебно-исследовательские полигоны формировать в отраслевых НИИ, к которым привязать и интенсивную практику обучающихся.
НИИ ведут отработку технологий на новых типах оборудования и продают готовые технологические комплексы в промышленный сектор. Таким образом, осуществляется перманентное обновление учебной базы.
Совершенствование процессов и применения инструментов по управлению ими лучше осуществлять в условиях непосредственной деятельности, то есть на верфи. Соответственно там же необходимо проводить обучение. Ясно, что выше указанные тезисы удобнее реализовать в условиях территориальной близости учебных заведений, НИИ и верфи. На мой взгляд, Кронштадт идеально подходит для формирования такого судостроительного кластера.
Рубрики
Подписаться на новости