Идеология освоения пространства как оригинальная стратегия и модель развития России в Евразии

А. И. Подберезкин, д-р истор. наук, профессор

Без политико-идеологического выбора и самоидентифи­кации невозможно разработать оригинальную, свойственную только России стратегию и модель евразийской интеграции. Другой, не оригинальной модели для России в принципе быть не может. Ни опыт Евросоюза, ни любой иной в данном случае не подходит. Если предположить, что в основе евразийской самоидентификации России лежит национальная система ценностей, то и модель ее поли­тического, социального и экономического развития может быть такой же оригинальной, даже уникальной как ее система ценностей и идентичность. Соответственно политико-идеологический выбор может и должен быть сделан в пользу такой оригинальной государ­ственной модели, политической системы и экономики.

Пока что такой выбор не сделан. Правящая элита страны пытается приспособить чужие примеры, идеалы и образы под российские реалии. Как правило, из этого ничего не получается.

После 1993 года не сложилось нормальной политической системы, потому что чужую (французскую) систему попы­тались приспособить под конкретного человека — Б. Ель­цина, — что обратилось бесконечным переустройством правил «формирования» Совета Федерации и выборов в Госдуму РФ, реорганизацией Генеральной прокуратуры, Минобороны, ФСБ, а, главное, неэффективностью судебной власти и институтов гражданского общества.

Ко второму десятилетию двухтысячных стало ясно: Россия, перестав быть империей и коммунистическим государством, так и не обрела новую и эффективную для себя форму политического и государственного существования. Не имея такой формы государ­ства (что особенно ярко подтверждается низкой эффективностью госуправления и коррупцией), Россия не в состоянии пока пред­ложить другим странам ни привлекательного образа, ни модели государственного устройства. В рамках процесса евразийской интеграции это сводится к двустороннему экономическому сотрудничеству. Другие страны не видят в России пример лидера ни в области идеологии, ни в области государственного устройства.

Причины, принято, искать в мировом кризисе, «сорвавшем реализацию Стратегии-2020», неисполнительности чиновников,

По мнению 71% опрошенных россиян, Россия принадлежит особой — «евроазиатской», или православной цивилизации, поэтому ей не подходит западный путь развития. Только 13% считают Россию частью западной цивилизации.

ВЦИОМ, 2-5 ноября 2001 г.

«Было бы разумно больше внимания уделять вопросам дол­госрочных институционализированных связей в военно-поли­тической сфере и сфере безопасности».

                                                                                                                          А. Торкунов, ректор МГИМО(У)

коррупции, неадекватности оценок и планов. Но «за кадром» оста­ется главное: неолиберальный подход к национальному развитию изначально отрицает как стратегический (идеологический) про­гноз, так и стратегическое национальное планирование, которое подменяется макроэкономической оценкой, экстраполяцией только финансовых или социально-экономических процессов.

Парадокс: российский либерализм, оттесненный от широкой политической жизни из-за его ничтожной общественной под­держки, тем не менее укоренился в целой системе «финансовых менеджеров» от экономики и промышленности, науки и обра­зования, обороны и безопасности. По сути финансово-моне­тарные власти остались те же, что и в 90-е годы: их не осталось практически в Федеральном Собрании, Администрации, регио­нальных властных структурах, но они цепко держат либеральную финансовую инициативу, саботируя, игнорируя и, как минимум, искажая политическую волю.

«Дело Сердюкова», «Дело Скрынник», сотни других дел не изменили системы, созданной в 90-е годы либералами и во главе либералов, для которых национальные интересы и национальная система ценностей всегда будут вторичными по отношению к американо-европейской. Вот почему даже самые современные и амбициозные программы развития восточных регионов или Вооруженных сил будут сталкиваться с саботажем либеральных финансово-монетарных властей.

Это видно, например, даже на оценке разведывательным сообществом США возможных последствий военной реформы и реализации ГОЗ-2020, прозвучавшей в докладе 16 спецслужб Сенату. Планы РФ по модернизации своей армии американские спецслужбы оценивают скептически. По их оценкам, реализацию программы перевооружения армии, рассчитанной на десять лет, осложняет «развал оборонного комплекса», отсутствие финанси­рования и бюрократические трудности. Тем не менее, как считают аналитики США, «программы реформирования позволят россий­ской армии быстрее побеждать своих небольших соседей и сохра­нять доминирующие позиции на постсоветском пространстве», однако «не смогут дать ей возможность вести серьезные наступа­тельные операции против НАТО» [3].

Это уже геополитическая оценка эффективности россий­ской власти, которой отводится второстепенная роль в Евразии. Она полностью соответствует тому созданному отечественными либералами политико-идеологическому алгоритму, при котором Россия должна на чужих условиях интегрироваться в западную систему ценностей, растеряв свой суверенитет, территорию и национальную идентичность.

Иначе говоря, масштабные планы российской власти по раз­витию страны, ее обороноспособности, по мнению либеральных критиков не имеют серьезных геополитических последствий для России, которая в лучшем случае сможет сохранить «доминиру­ющие позиции на постсоветском пространстве». Судя по всему, это мало беспокоит и правящие круги США, у которых в отношении Евразии существуют глобальные планы не только в ее европей­ской, но и юго-восточной, северо-восточной, центрально-азиат­ской и ближневосточной части.

Получается, что смыкаются не только ценностные системы рос­сийских либералов и их американских политических и идеологиче­ских партнеров, но совпадают и их представления о национальных интересах России. Примечательно, что если у некоторой части западной (не только американской) элиты есть радикальные пред­ставления о будущем России, в частности ее природных ресурсов, территориальной целостности и т. п., то и у радикального крыла российских либералов эти взгляды во многом совпадают. В част­ности, если речь идет о судьбе восточных регионов нашей страны и их богатствах, М. Олбрайт, Х. Клинтон, М. Тэтчер и ряд других политиков полагали, например, что России «досталось слишком много природных ресурсов». Но и внутри России немало сторон­ников того, чтобы восточные регионы либо «уравнять в правах» с европейскими (что на деле будет означать их дальнейшую дегра­дацию), либо превратить в офшоры, которые вскоре, как и транс­национальные транспортные коридоры могут лишиться политиче­ского суверенитета. Исторические примеры — «опийные войны», КВЖД и т. д. хорошо иллюстрируют эти возможности.

Для сохранения нации и государства правящей элите при­дется — хочет она того или нет — признать, что единственный способ это сделать есть политико-идеологический выбор в пользу сохранения национальной системы ценностей. Более того, — превращения их в смысловое ядро, вокруг которого могут концентрироваться другие цивилизации от восточно­славянских православных народов до стран Азии.

Надо признать, что российская элита, пусть не вся и с опоз­данием, но подошла к идее необходимости самоидентифи­кации. В. Путин озвучил ее в своем послании Федераль­ному Собранию лишь в декабре 2012 года: «В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохра­нить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» [4].

«Быть и оставаться Россией» означает не что иное, как при­знание уникальности цивилизации, к которой принадлежат народы нашей страны, а значит невозможности ее ассимиляции ни с Западом, ни Востоком, ни кем-то еще.

Можно вместе с тем констатировать, что появление новых гло­бальных угроз и усиление нестабильности в мире не нашло пока вполне адекватного отражения в восприятии российской элиты. Таким адекватным ответом должна бы стать ясная и логичная концепция долгосрочного национального развития страны и ее политики мире и в Евразии. Отдельные существующие подходы, в т. ч. принятая в феврале 2013 года Концепция внешней поли­тики России, все еще не могут содержательно устранить этот пробел. Проблема объясняется сосуществованием в российской элите двух противостоящих групп и двух противоречивых под­ходов — государственнического и либерального, — их борьбой и дискуссией. На практике это означает сосуществование двух противостоящих идеологий, что проявляется и в наличии двух политических тактик: либерально-монетаристской и государ­ственно-капиталистической. Причем, не только по отношению к социально-экономическому, но и к внешнеполитическому курсу, что отчетливо проявляется в нашей евразийской политике. Нере­шенные идеологические вопросы становятся серьезным препят­ствием в решении очевидных практических задач.

Соответственно пока не существует ни внятного долгосрочного национального стратегического планирования, ни реального кон­троля за его воплощением, ни значимых конкретных результатов. Именно это вызывает в последние годы непонимание и даже раз­дражение в обществе: правильные декларации и решения не влекут серьезных последствий.

Применительно к стратегии евразийской интеграции это спра­ведливо в полной мере, хотя и менее заметно. «На поверхности» обе группы элиты договорились о приоритетах экономической интеграции, «оставив за скобками» тему евразийской внешнепо­литической стратегии и военной политики, где, между тем, видна определенная, хотя и не всегда бросающаяся в глаза, позитивная динамика. Складывается впечатление, что в этих областях ведется подспудная, неафишируемая работа, когда «вдруг» появляются смелые решения, как, например, о создании объединенной системы

ВКО СНГ.

Важно, однако, отметить не общие тренды российской евразий­ской политики, а ее скорость и эффективность, которые очевидно отстают от скорости процессов, происходящих в Евразии и АТР. Так, например, товарооборот России и КНР в несколько раз меньше, чем между КНР и Тайванем, а между Россией и Вьетнамом вообще скорее символичен, что в целом характеризует роль России в регионе. Это, безусловно, сказывается на ситуации в Евразии, где происходят без участия России мощные сдвиги в расстановке политических и военных сил, требующие от нашей страны соответствующей реакции. Россия не только потеряла многие свои позиции в Евразии в 90-е годы, но и продолжает их терять, в то время как происходит очевидное усиление влияния других цивилизаций и государств. То, что в Азербайджане перешли с кириллицы на латиницу еще можно как-то объяснить. Но то, что Казахстан, где значительная часть насе­ления продолжает идентифицировать себя с Россией, принимает латиницу, означает, что даже союзник России по ТС стремится ассо­циироваться с иной традицией и системой ценностей, что в перспек­тиве чревато расхождением национальных интересов.

Полагать, что подобные тенденции в политике национальных элит — следствие только внутренних процессов было бы глубоко ошибочно. Борьба за цивилизационное влияние в Евразии идет по восходящей именно в последние годы. Так, например, визит министра иностранных дел Узбекистана Камилова в США в марте 2013 года показал новые тревожные тенденции, которые, по мнению эксперта А. Володина, выражаются в следующем:

Во-первых, с помощью неожиданного поворота «демократи-заторской» политики, США дают аванс действующему руковод­ству Узбекистана, усаживая его на достаточно короткий поводок. Мол, мы даже о соблюдении прав и свобод человека для вас забыли, а вы.   Будьте так любезны — ответный реверанс.

Во-вторых, в регионе может быть вбит очередной клин между соседними государствами, ведь если узбекская армия действительно окажется хорошо вооруженной не без помощи натовских «друзей», то это может вызвать острое желание у неких политических сил реа­лизовать это военное преимущество в Центральной Азии.

В-третьих, в центрально-азиатском регионе может появиться (или уже появляется) государство, которое видит исключи­тельные приоритеты в отношениях с США и НАТО, нежели в отношениях со своими соседями [5].

Возникает закономерный вопрос: если происходит усиление внутрицивилизационных противоречий и борьбы, к которой подключаются активно даже мощные не евразийские силы, то какова должна быть стратегия России в Евразии? Пока что мы наблюдаем только активизацию экономической политики, где элементы противодействия внешнему влиянию, воздействия на неэкономические факторы практически отсутствуют.

Иными словами, если у важнейших геополитических игроков Евразии — США, Китая, Индии, исламских государств — есть долгосрочная геополитическая стратегия, то Россия пока что ограниченно противопоставляет им только среднесрочные эко­номические проекты.

Особенно заметно это на главном ТВД в Евразии — борьбе за сохранение и продвижение национальной системы ценностей в Евразии, где влияние России ослабевает. Уже два поколения граждан СНГ, родившихся после 1991 года, не говорят по-русски, не знакомы с нашей общей историей. Более того, за исключением Белоруссии, школьные и институтские учебники своеобразно, частью русофобски, трактуют этот великий исторический период.

В этой связи важно подчеркнуть принципиальное различие между Стратегией национального развития, частью которой должна быть евразийская стратегия, и концепцией социально-эко­номического развития, которая сегодня выступает нередко в каче­стве национальной стратегии. Первая ориентирована на развитие нации и государства в новых международных условиях, когда евра­зийская интеграция становится важнейшим фактором, а вторая — на некие абстрактные макроэкономические показатели, не име­ющие по сути дела отношения ни к политике, ни к евразийской интеграции, ни даже собственно к социальной жизни граждан. Разница — принципиальная. Особенно, если речь идет о кон­кретных регионах Сибири, Дальнего Востока и их сотрудничестве со странами АТР, где собственно экономические факторы уступают по своему значению геополитическим и военным.

К сожалению, все последние годы в России только и зани­мались, что пытались создать именно социально-экономиче­ские концепции, и «стратегии», игнорируя внешние вызовы и реальные национальные потребности, например, создавая «равные условия» для всех регионов.

Отказываясь признавать приоритетность развития вос­точных регионов страны, финансовые власти в итоге не только привели к их депопуляции и деиндустриализации, но и создали угрозу существованию целого ряда регионов и суверенитету страны на востоке в целом. По сути, это стало главной причиной отставания экономических и торговых связей России со стра­нами АТР, а также тормозит процессы интеграции в Евразии.

Не произошло, например, переноса акцента в политико-административной деятельности и финансово-экономической активности на восток, за одним исключением — создания мало­мощного министерства в Хабаровске. Можно было бы не только политическим решением перевести часть чиновничества и биз­неса в Хабаровск и во Владивосток, что существенно снизило бы нагрузку на Москву и Санкт-Петербург, но сознательно развивать новые производства, проводить новую восточную оборонную политику. В частности, строительство нового космодрома «Вос­точный» можно было бы сделать более масштабным (имея ввиду его многоцелевой характер), а Дальневосточного университета — более осмысленным. Очень важно было бы сознательно и при помощи государственных средств развивать на востоке перера­ботку того сырья, которым богата Сибирь и Дальний Восток.

И даже в такой осознанной восточной политике особая роль должна принадлежать развитию транспортных коридоров и инфраструктуры, особенно железных дорог, портов, аэро­портов. Все это как-бы делалось в определенных объемах, что, однако, не остановило тенденцию деградации регионов. Нужны более масштабные, содержательно иные политические решения. Такие, как в свое время были предприняты на северо-западе Петром I, или на востоке Александром III и Николаем II.

Нынешние «усилия» отразились, в том числе и на реали­зации собственно экономических задач страны: сверхконцен­трация финансовых ресурсов в Москве привела к опустошению восточных регионов, что отчетливо видно на сравнении реги­онов-доноров и дотационных областей на востоке. И, нао­борот, в Китае, где были обеспечены в эти годы высокие темпы роста, именно «активное внедрение идей национализма» стало «главным оружием» экономической политики в отсталых реги­онах. Там совершенно сознательно создавались точки промыш­ленного роста — комплексно, системно и масштабно.

Таким образом, чтобы избежать прежних ошибок в политике евразийской интеграции, необходимо изначально понимать, что нужна не очередная концепция социально-экономического раз­вития или экономического и торгового сотрудничества, а стра­тегия интеграции, в основу которой должны быть положены цивилизационные геополитические и военно-политические интересы стран-участниц, а также меры для опережающего раз­вития восточных регионов России.

Этот тезис вполне применим и к относительно частной задаче, которая рассматривает пока что экономическую интеграцию лишь трех государств Евразии — России, Казахстана и Бело­руссии — в отрыве от широкого геополитического контекста. Хотя присоединение Афганистана и Сербии в качестве наблю­дателей к Парламентской Ассамблее уже дает повод по-новому оценить пространственный охват самой идеи евразийской инте­грации. В каких-то аспектах эта идея может быть расширена до Кипра, Греции и Вьетнама. Заранее можно сказать, что созна­тельно зауженная частная концепция будет либо малорезульта­тивна (как СНГ), либо окажется вообще нереализованной.

Первым шагом в создании такой национальной стратегии России в Евразии должен стать политико-идеологический выбор правящей элиты, перенос политических приоритетов в пользу Евразии. Этот выбор должен основываться на национальной системе ценностей и долгосрочных национальных интересах, вытекающих в свою очередь из четкой национальной самоиден­тификации.

Очень важно в евразийской политике определиться по отно­шению к конкретным государствам Евразии, представляющим собой три четверти населения планеты с разными цивилизаци-онными, историческими, политическими особенностями. Стра­тегия и евразийская политика не позволяют говорить об универ­сальном подходе, но требуют все же неких принципов, лежащих в основе такой политики, отличных от принципов глобализма.

Перечень наших евразийских партнеров чрезвычайно широк, но именно российская цивилизация дает шанс на развитие инте­грационных процессов со всеми странами, представляющими иные цивилизации и иные системы ценностей. Нижеприве­дённый список включает в себя не только государства, располо­женные на материке Евразии, но и государства, расположенные на островах, причисляемых к Европе или Азии (пример — Япония) [6].

str-14

Несмотря на многие различия, эти страны геополитически и географически, а также экологически и инфраструктурно вза­имозависимы. Так, долететь с Кипра до Индокитая минуя ряд евразийских государств невозможно. Поставка товаров по линии восток-запад примерно в 2,5-3 раза дешевле, если использовать Северный морской путь или железнодорожное сообщение. Нега­тивные экологические последствия также прежде всего сказыва­ются на соседних странах, будь то извержение вулкана в Исландии или авария на АЭС в Японии.

Но прежде всего евразийские страны объединяет про­блема общей безопасности, которая особенно выпукло видна на примере противоракетной и противовоздушной обороны. Траектории полетов ракет, радиолокационные поля, интегри-рованность воздушно-космического пространства на высотах от нескольких метров до 100 км стали современной евразийской военно-политической реальностью.

Пока что одна часть Евразии — Западная и Центральная Европа — обладает конкретным военно-политическим меха­низмом обеспечения безопасности — Североатлантическим Альянсом и соответствующими военно-техническими сред­ствами. В других частях Евразии существуют либо прообразы — ОДКБ, ШОС, — либо национальные системы (КНР, Индия), либо двусторонние договоры по обеспечению безопасности, реали­стичность которых (как, например, между США и Тайванем) вызывает серьезные сомнения.

Вот почему стратегия евразийской интеграции должна вклю­чать в качестве составной своей части идею евразийской без­опасности. Эта идея должна основываться на некоторых общих и частных принципах. Одним из общих должен стать принцип «нераздельной безопасности» в Евразии, когда, например, Россия не может и не должна рассматривать ущерб евразийской без­опасности в качестве компенсации за возможный выигрыш в области безопасности в отношениях с США или какой-то части Евразии, например, Евросоюзом. Продвижение такого подхода — отдельная крупная внешнеполитическая задача.

Подразумевается, что создание универсальной системы без­опасности в Евразии (Европе и Азии) не должно идти за счет какого-то одного из субрегионов — Европы или Азии. В практиче­ском плане, например, это означает, что пересмотр планов США по НПРО в пользу усиления ее компонентов в АТР (и в ущерб Азии), который может происходить, не должен находить рос­сийской поддержки. О пересмотре таких планов по ПРО глава минобороны США Чак Хейгел объявил в марте 2013 года. В част­ности, Пентагон намерен перебросить средства, запланированные на программу размещения 8М-3 11В в Польше, на размещение дополнительных ракет-перехватчиков на территории США и раз­работку новейших видов наземных перехватчиков и новых версий 8М-3. Подобная корректировка, с точки зрения евразийской без­опасности, наносит, безусловно, ущерб интересам КНР и целого ряда других государств. Прежде всего, КНДР, которая не может стать «изгоем» с точки зрения безопасности всей Евразии. Также, впрочем, как Иран, либо любая иная евразийская страна.

Для России пересмотр планов США действительно мало что означает с точки зрения ее ВКО. И в этом смысле еще раз под­тверждается правильность постановки вопроса о системе евра­зийской безопасности, которая может быть выражена, например, в идее создания евразийской воздушно-космической обороны (ЕвразВКО) [7]. Перехватчики, размещенные на платформах мор­ского базирования в Арктике и на Дальнем Востоке, для России не менее опасны, чем те же перехватчики в Польше и Румынии.

Понятно, что куда более эмоционально на планы Вашинг­тона отреагировал Пекин. «Такие шаги, как усиление системы ПРО, приведут только к обострению противостояния и не спо­собствуют решению проблемы. Надеемся, что соответствующие государства, исходя из интересов обеспечения мира и стабиль­ности в регионе, займут ответственную позицию и будут осмо­трительно действовать в вопросах ПРО» [8], — подчеркнули в китайском МИДе.

str-15

Тем самым в очередной раз подтверждается мысль о том, что в Евразии не существует отдельно некая безопасность ее отдельных частей. Превращение воздушно-космического про­странства континента в единый потенциальный ТВД стало реальностью. Но пока что эта реальность еще не стала предметом переговоров. Между тем сам предмет — ограничение воздушно-космических средств нападения и защиты — очевиден и актуален для всех евразийских государств. Как в Европе, так и Южной или Юго-Восточной Азии. Если беспокойство КНР эксперты назвали обоснованными, то не менее обоснованы беспокойства России, КНДР, Ирана или, например, Кипра, который традиционно подо­зрительно относится к военной активности Турции.

Становится очевидным следующее:

— для России необходима не столько экономическая евразий­ская интеграция, сколько вообще стратегия евразийской инте­грации;

— стратегия должна предусматривать опережающее развитие восточных регионов России, прежде всего, транспортных кори­доров и другие инфраструктурные изменения;— эта стратегия пространственно должна охватывать все государства Евразии от Лиссабона до Владивостока;

— в основе этой стратегии лежат вопросы единой евразий­ской безопасности, создания политических и военно-техниче­ских средств ее обеспечения;

— в условиях нарастающего противостояния цивилизаций и систем ценностей Россия должна аргументированно предста­вить свое видение и продемонстрировать способность обеспечить сотрудничество и взаимодействие этих цивилизаций в Евразии.

Все эти и другие шаги возможны только при том важном условии, что правящая российская элита сможет существенно пересмотреть свои приоритеты, сделать осознанный политиче­ский выбор в пользу евразийской самоидентификации и само­стоятельного идеологического лидерства. Этот выбор будет означать окончательный разрыв с либерализмом в его нынешнем агрессивном и примитивном понимании, который нанес такой огромный ущерб народам и экономике России.

Либеральная парадигма и модель развития себя очевидно исчерпала. В ее рамках невозможно реализовать созидательные и интеграционные ожидания народов. Как многие годы пока­зывают опросы ВЦИОМ, общественная поддержка этого либе-Только после такого политико-идеологического выбора станет возможным появление внятной и эффективной наци­ональной стратегии развития и, как следствие, евразийской стратегии, не ограниченной пространственно, функционально и во времени рамками ТС или ЕврАзЭс.

Либеральная парадигма и модель развития себя очевидно исчерпала. В ее рамках невозможно реализовать созидательные и интеграционные ожидания народов. Как многие годы пока­зывают опросы ВЦИОМ, общественная поддержка этого либерального курса минимальна, что в конечном счете привело в 2010-2013 годы к эволюции общества в сторону социально-кон­сервативного большинства, отнюдь не случайно поддерживаю­щего В. Путина. Эта поддержка не статична и связана с соответ­ствующими ожиданиями.

Эволюция путинского большинства привела к тому, что в целом ряде базовых либеральных идей, господствовавших прежде в правящей элите, произошла заметная трансформация, которая хотя и не привела до сих пор к логически завершенной форме, позволяет говорить о том, что причудливый симбиоз либеральных и консервативных ценностей себя исчерпал. Народу очевидна противоречивость и непоследовательность многих решений, искусственное сочетание административных и рыночных механизмов, «откаты» и «забегания вперед» в эконо­мической, внешней и военной политике, боязнь сформулировать оригинальную, национально ориентированную стратегию раз­вития России и Евразии, представить собственную модель взаи­моотношений с европейскими и азиатскими партнерами.

Так, новая военно-техническая политика (безусловно, уже не либеральная), ориентированная на восстановление обо­ронных возможностей России к 2020 году, подверглась критике со стороны оппонентов за ее «несоответствие возможностям» страны и приоритетам ее развития. По мнению А. Арбатова, например, «. существующая программа перевооружения воо­руженных сил не соответствует экономическим возможностям России. В настоящее время весь ВВП нашей страны составляет 60 триллионов рублей. Для осуществления намеченной про­граммы, так как на оборону выделяется 4% ВВП, требуется, чтобы ВВП составлял около 150 триллионов. Но это практически недо­стижимо, По самым оптимистичным прогнозам он может достиг­нуть к 2020 году только уровня 100 триллионов рублей. Таким образом, получается, что программу перевооружения армии можно осуществить, если увеличить расходы на оборону до 6-7% ВВП. Но такое увеличение может произойти за счет урезания социальных расходов на образование, медицинское обслужи­вание и т. д.» [9]

На самом деле либеральная критика военных программ В. Путина — Д. Медведева в 2012-2013 годы основывалась отнюдь не на заботе о программах развития человеческого капи­тала и сохранении сбалансированности бюджета. И первое, и второе совершенно не волновало либералов в 90-е годы: рас­ходы на образование, науку здравоохранение стремительно (в десятки раз!) сокращались, а бюджет был дефицитным. Либе­ралов взволновало именно то, что суверенитет России получил реальное военно-техническое обеспечение, был дан импульс раз­витию наукоемких производств, а вместе с тем и национальному сосредоточению и самоидентификации, которые немыслимы без реальных дел.

Не случайно критика оборонной политики шла парал­лельно с критикой политики евразийской интеграции. И первое, и второе неизбежно девальвировало ультралиберальные идеи и стратегии, показывало, что созданная прежде, в 90-е годы, модель государственного и общественного устройства неэффек­тивна и должна быть, наконец, заменена на новую, оригинальную модель государства в контексте Евразийских задач.

В 2013 году российская элита и общество вплотную встали перед серьезным мировоззренческим и идеологическим кризисом: прежняя либеральная модель себя не оправдала, люди, ее пред­ставлявшие, себя полностью дискредитировали, а новая модель все еще не выкристаллизовалась. В практическом плане противо­речие отчетливо проявилось в требовании В. Путина ускорить темпы роста экономики, с одной стороны, и в нежелании либе­ральной финансово-экономической элиты менять статус-кво.

До тех пор пока мы не избавимся от радикально-либеральных представлений и конкретных либералов, управляющих финан­сово-экономической жизнью страны, мы не сможем перейти к реализации приоритетов развития и решению геополитических задач. Мы по-прежнему будем эксплуатировать сырьевую модель, разваливать обрабатывающую промышленность и способство­вать депопуляции восточных регионов страны. Стоит напомнить, что и в эпоху царизма, и при советской власти восточные районы развивались не сами собой. И в первом, и во втором случае реали-зовывались нелиберальные модели и не либералами — О. Витте, П. Столыпиным, И. Сталиным, А. Косыгиным. Именно так раз­витие Зауралья получило толчок, а идея «освоения пространства» и опережающего развития стала господствующей стратегией.

Хотим мы того или нет, но рыночно-либеральная евразий­ская стратегия просто не существует, а реализуемая либеральная политика в восточных регионах неизбежно ведет к их отпаду и переходу под контроль других государств.

Повторимся — опережающее развитие страны невозможно без еще более опережающего развития ее восточных регионов и создания полноценных транспортных коридоров, соединяющих не только Европу и Азию, но прежде всего, внутренние рынки страны. Такое опережающее развитие в свое время потребовало реформ Петра I, а потом и Александра III и Николая II, реформ общенациональных. Сегодня движение на восток тождественно движению всей нации с опережающими темпами. Обязательным условием при этом является создание собственной модели евра­зийской интеграции, ориентированной на российское лидерство и альтернативной по отношению к американской и китайской. Такая модель не может быть узко экономической, и должна стать привлекательной для значительного числа государств.

А следовательно — хотим мы того или нет — нам придется всерьез заняться идеологией, представить собственное видение геополитических процессов. Необходимо, предложить сильную альтернативу американской геополитической модели, которая была актуализирована в книге З. Бжезинского «Великая шахматная доска», опубликованной в 1997 году. В ней, — как справед­ливо считает В. Мотяшев, — «. изложена программа удержания под американским контролем после холодной воины крупнейших центров силы в приморье Евразии — Китая, Ирана, Турции, стран-лидеров Евросоюза. Причем добиваться этого предлага­ется, поощряя рост их влияния на постсоветских территориях при продолжающемся ослаблении России» [10].

Альтернативная модель евразийской интеграции возможна только с опорой на здоровое общество и государство в самой России. Только тогда мы сможем предложить континенту идею нового широкого союза в интересах безопасности и экономиче­ского благополучия, открытого на равных условиях для любых евразийских государств. Понятно, что скорость движения в соз­дании такого союза будет очень разной. Но в условиях роста угроз, проистекающих от реализуемой (пока безальтернативно) американской модели миропорядка, в условиях неготовности государств и международных организаций обеспечить безопас­ность и необходимый уровень сотрудничества, сама идея нового союза полностью актуальна. Таким образом, ключевой вопрос в том, способны ли мы — Россия — измениться сами, чтобы пред­ложить свой проект для изменений в мире.

1] Россия: Западный путь развития для «евроазиатской» цивилизации?/Эл. ресурс: «Евразия» http://eurasian-defence.ru [2]

[2] Торкунов А. В. По дороге в будущее. М.: Аспект Пресс, 2010. С. 71.

[3] Белянинов К. Россию признали сложной, но не самой страшное/Ком­мерсант. 2013. 14 марта. С. 7.

[4] Путин В. В. Послание Президента Федеральному Собранию. 2012.12 декабря/Сайт Президента России/http://президент.рф

[5] Володин А. Узбекистан и США: к чему приведёт большая региональная дружба?/Эл. ресурс «Военное обозрение». 2013. 14 марта/

/http://topwar.ru [3]

[6] Эл. ресурс: «Википедия»/http://vortak.ru/_25 d0_2595_25 d0_25 b2_25d1_ [4] 2580_25 d0_25 b0_25 d0 _25 b7_25 d0_25 b8_25 d1_258 f0.htm

[7] См. подробнее: Подберезкин А. И. Евразийская воздушно-космическая оборона. М.: МГИМО (У), 2013.

[8] Вашингтон представил Москве новые данные по вопросу решения про­блемы ПРО/Эл. ресурс «ЦВПИ». 2013. 21 марта/http://eurasian-defence.ru [2]

[9] Перенджиев А. Проведение военной реформы в России: есть ли надежда на успех?/Эл. ресурс: «Центр военно-политических исследований». 2013.13 марта/http://eurasian-defence.ru [2]

[10] Мотяшов В. Газ и геополитика: шанс России/М.: Книга и бизнес, 2011.С. 13.

Добавить комментарий