Геополитический вектор трансазийского транспортного

 В. Д. Рудашевский, д-р эк. наук, профессор,

зам. Председателя Комитета ТПП по научно-техническим инновациям и высоким технологиям

Д. М. Рыскулов, д-р эк. наук, профессор, советник Председателя совета директоров группы компаний «Атомпромресурсы»

 Выступая на Мировом политическом форуме в Ярославле (2011г.) известный политолог З. Бжезинский сказал: «Последнее десятилетие XX века было отмечено тектоническим сдвигом в мировых делах… Евразия, тем не менее, сохраняет своё геополитическое значение. Не только её западная часть — Европа — по-прежнему место сосредоточения значительной части мировой политической и экономической мощи, но и её восточная часть — Азия — в последнее время стала жизненно важным центром экономического развития и растущего политического влияния… Евразия является центром мира, и тот, кто контролирует Евразию, осуществляет контроль над всем миром». [1]

     Действительно, значение Евразии, ее роль в мировых процессах определяющая. На этот регион приходится 75% населения Земли, 60% внутреннего валового продукта и 75% энергетических ресурсов. В целом потенциальная мощь Евразии превосходит таковую США. И это также сдерживает перерастание локальных конфликтов в масштабное вооруженное столкновение.

        С определенной уверенностью можно предположить, что безопасность не только региональных игроков, но и ближайших их соседей во многом будет зависеть от того, насколько разумно они распорядятся своими уникальными ресурсами и преимуществами в той или иной коалиции, помня, что коллективное выживание отличается от индивидуального желания «спастись» большими возможностями добиться успеха. Исходя из этого, Россия постоянно на протяжении многих лет в разных форматах пыталась войти в Европу через «окно, прорубленное Петром». Все предпринятые попытки так и не увенчались успехом. Может быть поэтому, а также, осознавая, что наша страна наполовину полна Европой и наполовину пуста Азией, руководство России стало предпринимать практические шаги в поддержку и поощрение проектов сотрудничества с азиатскими странами.[2] «Россия всегда ощущала себя евразийской страной. Мы никогда не забывали о том, что основная часть российской территории находится в Азии». Правда, считает В.В.Путин [3] — «нужно честно сказать, не всегда использовали это преимущество» Азиатское направление — это не только быстро растущий Китай. Для России Азия простирается по меридиану – от Арктики до Индийского океана, а по широте от Урала и до Тихого океана. Здесь самая богатая ресурсами, но практически малообжитая и не обустроенная территория Арктики, Сибири и Дальнего Востока. 


[1]  П. Крупкин, С.Сибиряков. «Глобальное политическое пробуждение»: эксперты раскрыли планы Бжезинского. Информационное агентство REX.09.09.2011, http://www.iarex.ru/articles/19357.html

[2] В июне 2012г. в Пекине в дни заседания ШОС правительством Челябинской области заключено стратегически важное соглашение с правительством Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. В рамках соглашения планируется развивать торгово-экономические связи, инвестиционную деятельность, а также транспортно-логистическую сеть. Одновременно подписан Протокол мероприятий на ближайшие два года. Им предусмотрено развитие международного транспортного коридора по маршруту: Урумчи (КНР) — Достык/Хоргос (Казахстан) — Карталы (Челябинская область, Россия). Также будут строиться два торгово-логистических комплекса (ТЛК) на территории нашего региона и в городе Урумчи.

[3] Владимир Путин: «Россия всегда ощущала себя евроазиатской страной…». http://www.evrazia. info/modules.php?name=News&file=article&sid=106

Решение стратегических задач новой повестки дня требует поиска новых, нестандартных инновационных решений, в том числе асимметричных ответов на угрозы безопасности, так как противодействовать им традиционными способами становится все труднее (а в ряде случаев – уже и невозможно). При этом есть понимание того факта, что в Арктическом совете, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС евразийской экономической интеграции не уделяется достойного внимания. К примеру, в ЕврАзЭС и ШОС отсутствует стратегия совместных действий в плане продвижения экономической интеграции на многосторонней и взаимовыгодной основе [4].

   Как лидер ЕврАзЭС, Россия пока не предложила интеграционный проект, который стал бы фундаментом эффективного развития многосторонних взаимовыгодных экономических отношений всех участников этого сообщества. Как представляется, основная причина в том, что ЕврАзЭС и ШОС, по-прежнему делают главную ставку на развитие военно-технического сотрудничества и взаимодействия по вопросам безопасности. В этих институтах еще не сложились условия развития полноценных экономических отношений. Правда, как свидетельствуют обнадеживающие результаты заседания членов ШОС в Пекине в июне 2012 года, к процессу «политического сближения» участников этой авторитетной в мире организации добавляется экономическое измерение, заинтересованность в инвестиционных проектах [5].

     Несмотря на наличие между дружественными странами-участниками «шанхайского клуба» ряда расхождений во взглядах по отдельным вопросам, инициативы формирования единого экономического пространства в Центральной Азии все чаще становятся предметом обсуждения.

   18 ноября 2011 г. после подписания в московском Кремле трехсторонней Декларации России, Беларуси и Казахстана о евразийской экономической интеграции значительно продвинулась идея создания Евразийского экономического пространства. По мировым меркам, это будет мощное объединение – совокупный ВВП трех стран составляет почти 2 триллиона долларов. Промышленный потенциал «тройки» оценивается в 600 миллиардов долларов, объем выпуска продукции сельского хозяйства – порядка 112 миллиардов долларов, а общий потребительский рынок – более 165 миллионов человек [6]. Развитие темы проявилось на заседании ШОС 6 июня 2012.

     Стабильный спрос на конкретный проект ликвидации последствий и выхода из кризиса вызвал поток идей. По замыслу большинство из них сводится к созданию международных транспортных коридоров (помним, что Америка в свое время вышла из глубокой депрессии, благодаря строительству дорог). К сожалению, выдвигаемые предложения сохраняют широтную нацеленность на извлечение прибыли нефтегазовыми компаниями и производителями товаров широкого спроса. Убедительный тому пример, активная реализация мегапроекта «Западная Европа-Китай»[7].      Наступательно-агрессивная политика «широтного мышления» сводится к тому, что стратегическая территория, обладающая высоким экономическим потенциалом,


[4] http://www.ceasia.ru/http://www.ceasia.ru/ ,

[5] Китай заинтересован в развитии транспортно-логистической сети с Россией через Южный Урал.http://www.regnum.ru/news/economy/1538583.html ,

[6] http://www.i-g-t.org/category/press/ ,

[7] Под мегапроектом понимается крупномасштабный национальный или международный проект  с большой размерностью задач, имеющий экономическое и политическое влияние на значительные территории, требующий участия в его разработке большого количества исполнителей, новых проектных решений. Успешный мегапроект приносит огромный технологический, экономический и политический эффект. Историческим примером мегапроекта является: строительство Панамского канала. Страна, в которой мегапроект стал хотя бы возможен, а тем более формируется – это уже совсем другая страна. Даже если в ней пока не менялись политический режим и тип экономики (А. Рубцов, С. Богословский. Мегапроект для России: идеология, политика, экономика. М.2007). 


 становится трансконтинентальным «проходным двором». Ее сохранение будет сдерживать возрождение Северного морского пути (СМП), снижать конкурентоспособность Транссибирской магистрали и ограничивать развитие производительных сил, наземной инфраструктуры приарктической территории и т.д.[8]

Золотой меридиан Евразии

      С нашей точки зрения, уязвимость и снижение эффективности существующих транспортных осей широтной направленности можно ликвидировать путем создания общего для стран Срединной Евразии (СЕА) меридионального Трансазийского Коридора развития (ТРАЗКОР) России, республик Центральной Азии, Китая (Синь-Цзян Уйгурский автономный Район), государств Каспийского региона и Аравийского моря. Актуальность Трансазийского проекта также предопределена необходимостью сохранения устойчивого развития экономики стран СЕА и улучшения качества жизни населения. Сложность задачи заключается в том, что каждое государство постоянно находится в состоянии поиска ответов на внешние и внутренние угрозы, которые возникают, в большинстве случаев, по независимым от него причинам.

    Проект задуман как «плетение глобальной транспортной сети» для «улова» выгод и преимуществ системного сплочения геоторий [9] транспортными сетями. Его навигатором должен быть план «дорожной карты» власти, научного сообщества и бизнеса, для составления и реализации которого необходимо будет принять межправительственное Соглашение о начале проектных и научных работ.

  По мере реализации структурообразующих проектов ТРАЗКОР станет трансконтинентальной геостратегической вертикалью Евразии и основой обеспечения повышенной устойчивости и безопасности национальных экономик всех 19 ее государств. Понятно, что для этого ТРАЗКОР должен охватывать все инфраструктурные компоненты – собственно грузопоток, информационные каналы, финансовые и семантические потоки – таким образом, речь действительно идет о проекте глобализации территорий Срединной Евразии и глобализации процессов ее познания и переустройства.

    Актуальность создания ТРАЗКОР подтверждается многими доводами известных политологов. Так, например, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ С. Караганов [10] «уже года четыре во всяких аналитических докладах, выступлениях критиковал российскую политику в Азии за отсутствие нацеленности на пристегивание нашей страны к азиатскому экономическому локомотиву. К этому локомотиву успешно прицепились США, страны Латинской Америки, даже во многом и Европа». Вероятно, не стоит «пристегиваться и прицепляться». Есть уверенность, что потенциал соразвития и торгово-инвестиционного сотрудничества достаточен, чтобы страны СЕА на равных могли извлекать дивиденды от совместных проектов.

   Преимущества меридиональной экономики обеспечат возможность организовать, координировать совместную деятельность государств СЕА и использовать потенциал стран Срединной Евразии в собственных интересах каждой из участниц.

   Главная миссия ТРАЗКОР заключается в улучшении качества жизни 1,5 млрд человек посредством повышения ценности труда и создания 20 млн.


 [8]   Мегапроект «Интегральная евразийская транспортная система».  Директор ИСПИ РАН, Академик Осипов Г.В. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 18 (430). 2011 г., «Ось цивилизации — Автобан ЕвРика (Европа- Россия- Индия—Китай -Америка). http://uznaipravdu.org/viewtopic.php?f=29&t=907.  [9] Экономическое пространство, объединяющее понятия «территория», «акватория» (ограниченная часть водной поверхности земли) и «аэротория» (часть воздушной оболочки земли).  [10]  С. Караганов «Азиатская стратегия». «Российская газета» — Федеральный выпуск №5505 (129) 2011 и др.


высокооплачиваемых рабочих мест: в строительстве, на грузообразующих и грузопотреб- ляющих объектах промышленности, энергетики и сельского хозяйства.

   Замысел Трансазийского проекта опирается на уникальный опыт Великого шелкового пути, развивает научно-проектные и конструкторские решения ученых и инженеров, реализованные в Арктике, на Урале, в Западной Сибири, Центральной Азии, прикаспийских регионах [11].

    Трансазийская геотория является приобретаемым стратегическим ресурсом развития всех стран СЕА.

    Географически положение ТРАЗКОР уникально. По широте он находится «…между молотом Европы и наковальней Азии» [12], а по меридиану — между холодной Арктикой и горячим Персидским заливом. Здесь наикратчайшее расстояние в Евразии между Северным морским путем и Южным морским путем (порядка 4500 км).

    Трансазийское созвездие выделяют его мощные геоэкономические центры притяжения:

    а/. Арктика [13].   Она обладает колоссальными энергетическими и минеральными ресурсами и может стать самым привлекательным в мире источником роста. «Нам следует сберечь Арктику в виде зоны мира и совместной работы, — объявил В. Путин. — Сама природа принуждает народы и страны подсоблять друг дружке» [14].

   Для российской экономики характерны огромные расстояния между крупными экономическими объектами и сильная удаленность большинства промышленных центров страны даже от российских морских портов. В условиях же разрушения некогда целостной экономической системы и в целом схемы стратегического распределения экономических ресурсов, внутренние пространства России оказались практически изолированными от экономики ключевых регионов. Вне восстановления прошлых геоэкономических по своей сути связей и их расширения в евразийском контексте, внутренние пространства России будут обречены на дальнейшее отставание в развитии. Решить данную проблему невозможно в узко национальных рамках.

  б/. Центральная Азия [15]. Здесь складывается ситуация, когда множество внешних игроков заинтересованы в продвижении своего влияния в регионе, а республикам Центральной Азии необходима внешняя поддержка для достижения своих интересов. То есть создаются возможности для появления самых разнообразных альянсов в интересах между внутри- и внешнерегиональными игроками. Отчасти подобное положение дел


[11] «Стратегические проекты освоения водных ресурсов Сибири и Арктики в XXI веке». — http://www.tass-ural.ru/lentanews/v_tyumeni_otkryvaetsya_konferentsiya_strategicheskie_proekty _osvoeniya_vodnykh_resursov_sibiri_i_ark.html, Значение Ирана для интеграционных процессов в Евразии с участием России, Китая и стран Центральной Азии. — http://www.journal-neo.com/ru/ node/8669

[12]   http://www.azeri.ru/papers/echo-az_info/80856/

[13] Согласно существующим юридическим нормам, только пять стран, непосредственно граничащих с Арктикой, имеют права на освоение ее шельфа: Канада, Дания, Норвегия, США и Россия. Принять участие в этом хотели бы Китай и Япония, если изменится режим освоения Крайнего Севера. http://www.finanal.ru/009/арктика-на-перекрестье-геополитических-интересов.

[14]  http://anonssmi.ru/rossijskij-premer-ministr-zayavil-chto-arktiku-neobxodimo-soxranit-v-kachestve-zony-mira-i-sotrudnichestva/

[15]  Находясь в «сердце» континента, Центральная Азия является своеобразными «вратами» в ряду стратегически важных регионов Евразии. На востоке расположены Китай и страны Азиатско-тихоокеанского региона; на юге — Афганистан, страны Ближнего Востока и ряд других исламских государств; на западе и на севере — Кавказ, Турция, Европа, Россия. Выгодное геополитическое положение, наличие значительных природных ресурсов, в первую очередь нефти и газа, перспективы создания транспортной инфраструктуры, соединяющей Запад и Восток, роль плацдарма борьбы против международного терроризма, превратили Центральную Азию в один из наиболее привлекательных для великих держав объект геополитических и геостратегических притязаний http://www.easttime.ru/ reganalitic/1/143.html.


имело место и раньше, но сейчас внимание и устремления внешних игроков к региону растут, и возможностей в этом направлении открывается больше.

   в/. Регион Каспийского моря.Все то, что происходит вокруг Каспийского моря и то, что еще может произойти — только часть действий в той большой стратегической игре ведущих стран мира после самоликвидации СССР. Для России они несут вполне конкретные угрозы национальным интересам.

  г/. Персидский залив [16]. Он сохранит за собой статус мирового энергетического полюса, пока в мировом топливно-энергетическом балансе доминирует нефть. Кроме военного присутствия Запада для контроля энергетических ресурсов, в зоне Персидского залива важным геополитическим фактором являются территориальные споры. Уникальные запасы полезных ископаемых стран СЕА являются весьма весомым залогом для получения кредитов на развитие, так как вовлечение их в промышленный передел создает новые товарные ценности. На севере СЕА плотно сосредоточен богатейший природный потенциал, а в южных странах имеются уникальные запасы полезных ископаемых, биоклиматические и трудовые ресурсы, которые все еще соседствует с бедностью [17] .        Особенности СЕА (меридиональное расположение образующих путь исторически дружественных стран, масштабность, массивность, целостность территории при наличии всех природных «задатков прочности» и собственных проблем, сдерживающих динамичное развитие производительных сил), свидетельствуют о правильном выборе проектного местодействия.

Факторы интереса  

      Наличие уникальных запасов полезных ископаемых, трудовых и природно-климатических ресурсов, выгодное географическое расположение, повышенный интерес крупных компаний к сырьевым ресурсам.

Геополитические преимущества. Восстановление нарушенных хозяйственных, экономических связей и партнерских отношений между субъектами экономики стран центральных регионов Евразии. Это может исключить или ослабить геополитические угрозы.

Выгоды Российской Федерации:

 — возрождение Северного морского пути и укрепление роли России в Арктике;

 — повышение загруженности Транссибирской магистрали; — открытие новых рынков сбыта российских товаров (в первую очередь товаропроизводителей Урала и Западной Сибири) в странах Центральной и Южной Азии;

 — выход к мировым торговым портам Персидского залива; — расширение сотрудничества в Каспийском регионе; — активное участие в реализации новой политики в Азии;

 — совершенствование Евразийской транспортной политики на основе координации транспортных потоков коридора «Север-Юг» и Трансазийского коридора;

 — обеспечение старых промышленных районов Урала качественной водой, а население продовольствием южного ассортимента;

 — поступление регулярных платежей за экспорт водных ресурсов России и доходов в бюджеты разных уровней.


[16] Персидский залив — крупнейшая в мире зона энергетических ресурсов. На страны Залива (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, Бахрейн, Катар и ОАЭ) приходится свыше 60 % мировых резервов нефти (2005, оценка). Саудовская Аравия является мировой нефтяной сверхдержавой (22,3 %). Иран и Катар обладают соответственно вторым и третьим местом в мире по объемам запасов природного газа после России. Здесь расположены одни из самых богатых стран мира, среди которых лидирует Катар ($110 тыс. на человека ВВП) http://www.dergachev.ru/geop_events/300311.html.

[17]  Международная транспортная конференция. Таллин. 2010. — http://www.ic-e.info/CMS/_files/ 14238.pdf


 — расширение экономических связей за счет совместного освоения ресурсного потенциала Урала, Западной Сибири и Большого Тургая [18] .

Выгоды стран Центральной Азии.

 — повышение качества жизни населения стран Центральной Азии;

 — доступный торгово-транспортный выход к Карскому и Аравийскому морям;

 — выход на новые рынки; — освоение перспективных месторождений полезных ископаемых, на базе которых можно будет создать новые предприятия цветной металлургии, энергетики и агропромышленного комплекса;

 — создание новых рабочих мест, развитие рынка сельхозпродукции.

Выгоды бизнеса. Подписание межправительственного Соглашения о начале работ по Трансазийскому проекту дает «зеленый свет» государственно-частному партнерству в создании совместных предприятий, открытию новых рынков, формированию новых потоков товаров и услуг.

    Возможность организации новых производств в промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве будет стимулировать развитие свободного предпринимательства как в этих секторах, так и в сфере услуг.

Выгоды географического положения. ТРАЗКОР усиливает привлекательность и преимущества совместного освоения нового экономического пространства за счет создания транспортно-коммуникационного единства континента – меридианного сквозного международного транспортного коридора Карское море – Персидский залив по территории России, стран Центральной и Южной Азии, вдоль 70° меридиана с выходом в Арктику, Каспийское море и Индийский океан.

    Для внутриматериковых стран это станет важнейшим средством выхода из физической изоляции многих товаропроизводителей, повышения статуса стран СЕА в мировой экономике и политике, так как уже сейчас экономическое развитие центральноазиатских стран упирается в слабую транспортную инфраструктуру.

  Строительство меридиональных автомагистрали и железной дороги как пускового комплекса Трансазийского проекта вблизи динамично развивающихся регионов мира усилит конкурентоспособность широтных магистралей (Транссиба, Турксиба и др.), так как на международном рынке транспортных услуг появится новая мощная развязка.

  На пересечении Трансазиатской магистрали с Транссибом и Турксибом возникнут перспективные перевалочные узлы, где естественно будут представлены интересы регионов России, Европы, Китая, Кореи, Японии, Вьетнама, Сингапура, Индии, Ирана, Пакистана, Арабских эмиратов, стран Центральной Азии и ряда других.

  Основание говорить об эффективности Трансазийского проекта дают результаты экономических расчетов, в частности, оценки инвестиций реализуемой комплексной программы «Урал Промышленный — Урал Полярный». Важность сведений по этой программе заключается в том, что фактически она начала конструктивно формировать Трансазийский Коридор развития.

  ТРАЗКОР расширит по многим направлениям рынки сбыта для производителей стран СЕА. Его следует рассматривать как открытый проект, реализуемый в широком взаимодействии с национальными и международными институтами.

  В этом смысле новорожденный Евразийский союз видится как экономическое обеспечение политической интеграции. Именно очевидные экономические приоритеты дают шанс этому союзу стать сильным игроком в современной мировой экономике и


[18]  Российские промышленные предприятия, расположенные по периметру границы с Казахстаном, ориентированы на получение казахстанского сырья и топлива. В частности, основные потребители железных руд Тургая и их концентратов—металлургические заводы Южного Урала и Казахстана. Магнетитовые тургайские руды, будучи близкими, по качеству к магнитогорским, могут быть использованы для покрытия дефицита данного сырья в металлургических заводах Магнитогорска, Екатеринбурга и других городов Урала.


выступить с проектом ТРАЗКОР, изменяющим мировую экономическую архитектуру в ответ на вызовы глобального финансово-экономического кризиса. Что касается сроков реализации этого масштабного и амбициозного проекта, то следует понимать: чем продолжительнее «сегодня», тем далее надолго отодвигается «завтра». Общероссийское понимание значимости крупного инфраструктурного строительства давно пора воплощать в систему конкретных действий.

Добавить комментарий