Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Форсайт как современная практика управления
Эффективный путь развития вуза предполагает правильно выбранные перспективные научно-технические направления, которые реализуются, с одной стороны, в виде портфеля НИОКиТР, а с другой стороны, в виде перспективных проектов развития. В связи с чем возникает задача обеспечения системы прогнозирования и постоянного мониторинга актуальных научно-технических областей.
При этом необходимо отметить, что основная масса традиционных форсайтных исследований сводится к пошаговому экспертному опросу. Однако экспертное прогнозирование определяет будущее во многом некорректно и зачастую инвариантно, в результате чего субъекты управления строят собственные стратегии и формируют проекты в соответствии с этими некорректными прогнозами, которые, таким образом, проектно сбываются.
Сбывшийся прогноз или реализованный проект в такой ситуации часто неэффективен и способствует закреплению и продлению определенной группы стереотипов — социальных, технологических, научных, в частности, закрепляя в вузе группы неперспективных направлений исследования.
Техника форсайта в современном понимании тесно связана с техникой сцениро-вания или ситуационного управления, при котором форсайт использует сценарный подход к управлению научными исследованиями и проектами развития, что обусловлено наличием кризисов управления в науке и инновационной сфере: кризисом проектности вследствие резкого увеличения плотности проектного пространства (ожесточенной конкуренции проектов), а также кризисом субъектности, ввиду увеличения числа «игроков» на международной и внутристрановой аренах и пропорциональному сокращению возможностей этих игроков.
Кроме того, возрастающая скорость изменений технологической, экономической, социальной сред в современном мире заставляет уходить от существующих методов стратегического управления к интеграции форсайта и стратегии как к технике управления будущим.
В отсутствие собственного прогнозирования вуз или компания неизбежно занимает либо догоняющую позицию по отношению к другим игрокам, либо действует на предметном поле, которое они задают. Это вынуждает ориентироваться на маркетинговые методы и существующие публичные работы, всегда на несколько шагов отставая от движения мысли конкурентов. [1]
По этим причинам существуют огромные трудности с выходом малых инновационных компаний на рынок, а также отставание во внедрении вузовских технологий в реальный сектор.
Таким образом, современное научно-технологическое развитие вуза и разработка инновационных решений и продуктов требуют прогностической поддержки.
По сути, частью процесса исследований и разработок должен быть непрерывный форсайт — долгосрочное прогнозирование в интересующих научно-технологических областях и воплощение результатов прогнозов в задачи для исследователей и разработчиков.
Современная система форсайта и прогноза научно-технологических направлений деятельности в рамках вуза представляет собой одну из постиндустриальных техник управления. Прогнозирование как управленческая деятельность представляет собой единство мышления (исследования), коммуникации (согласования) и деятельности.
Цель системы форсайта и прогноза научно-технологических направлений деятельности — обеспечение научно-технологического прогнозирования внутренней и внешней сред, развитие технологического и инновационного окружения и приоритетных инновационных направлений вуза.
В задачи прогнозирования входят:
— проектная работа с технологическими трендами (надстройка пула исследований и проектных идей на логическое развитие существующих трендов), поиск противоречий в трендах и встраивание в них проектных идей;
— поиск перспективных, пока не обозначившихся возможностей развития технологий и областей применения;
— поиск упущенных и забытых технологических и продуктовых идей, которые могут быть эффективно воплощены;
— анализ рисков для развития технологий или рисков вследствие развития технологий.
Зарубежный и российский опыт
Одним из важных направлений развития и частью комплекса задач, которые решают исследовательские и прогностические группы в Европе, США, Юго-Восточной Азии, является создание системы и методологии, позволяющей отслеживать технологические тренды, давая возможность формированию новых пулов исследований и продуктов. При этом в США исторически данная деятельность ведется на безе специализированных организаций, таких как RAND Согрогатion (англ. Research and Development), а также крупных транснациональных корпораций, при этом акцент делается на организационные и методологические задачи по формированию и распространению образов будущего. В Европе же в прогностической деятельности активно принимают участие университеты, фокусируясь на технических аспектах прогнозирования, сборе данных, вопросах классификации, создании специализированных порталов и систем (которые поддерживаются в европейских рамочных программах).
Одним из зарубежных примеров создания системы форсайта и прогноза научно-технологических направлений является Университет Манчестера (Великобритания). Система прогнозирования здесь нацелена на форсайтные исследования в различных научно-технологических направлениях и на взаимноувязы-вание знаний и факторов, описывающих или влияющих на возможное будущее науки, технологий или инноваций. Идентификация и анализ происходят на основе методологии «диких карт и слабых сигналов» и их возможных эффектов на развитие исследуемых областей.
При этом Университет Манчестера играет важную роль в системе форсайтов и определения будущих исследований в Европе, решая следующие задачи:
— структурированное и постоянное сканирование диких карт и слабых сигналов;
— организация международных исследований, интервью и дельфи-исследований с целью общего понимания диких карт и слабых сигналов;
— валидация и распространение выводов посредством инструментов государственной политики, методик и руководств, направленных на поддержку экспертов государственных организаций.
Еще одним значимым примером университета, базирующегося в обучении на результатах форсайт-исследований можно назвать Sigularity University. Это проект Американского аэрокосмического агентства (NASA) по созданию нового междисциплинарного университета будущего, осуществленный при поддержке Сооglе, Е-рlапеt Ventures, Аutodesк, Сisco, Каuffman Foundation и Nokiа.
Миссия университета состоит в обучении и вдохновлении лидеров, которые стремятся содействовать экспоненциальному развитию технологий в целях ответа на новые вызовы человечества.
Основные направления подготовки:
— исследование будущего и форсайт -политика, право и этика
— финансы и бизнес
— сети и вычислительные системы
— биотехнологии и биоинформатика
— нанотехнологии
— медицина, неврология
— искусственный интеллект, робототехника и когнитивные технологии
— энергетика и экологические системы
— космос и естественные науки
Участие в программах Singularity University позволяет:
— учиться у визионеров, лидеров и руководителей в индустриях экспоненциально растущих технологий;
— понимать основные понятия и точки прорыва в области искусственного интеллекта и робототехники, биотехнологии и биоинформатики, энергетики и экологических систем, медицины и нейробиологии, нанотехнологии, а также сетей и вычислительных систем;
— дает понимание основных факторов, приводящих к экспоненциальным изменениям;
— посещение компаний Силиконовой Долины, реализующих эти прорывы;
— исследование решений, основанных на инновациях и разработки стратегий, имеющих ценность для вашей компании и индустрии в целом;
— расширение сети личных контактов и связи с сообществом через возможности Singularity Universiti.
Исторически Россия имеет значительный опыт организации систем прогнозирования и их взаимосвязи со стратегическим управлением и планированием. Так в 1915 году Императорская академия наук, следуя предложению В.И.Вернадского, организует Комиссию по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), призванную провести инвентаризацию инновационного потенциала страны. КЕПС стала прообразом советских институтов, отвечавших за тотальную модернизацию российской экономики. [2]
В задачи комиссии входила координация исследований, повышение роли вузов в научном потенциале страны, обеспечение правильного взаимоотношения между наукой, техникой и промышленностью, рациональное размещение институтов на территории России. На основе аналитических работ КЕПС были организованы такие проекты как план ГОЭЛРО, курская магнитная аномалия, другие крупные проекты развития, интегрирующие в себе сферы науки, техники, промышленности, управления; подразделения организации впоследствии тесно сотрудничали с Госпланом.
В ходе разработки (1921 — 1929) прогноза перспектив развития СССР на годы первой пятилетки (1928 — 1932), группой ученых по руководством В.А. Базарова были получены две качественно новые исследовательские технологии: «генетическая» (экстраполяция в будущее наметившихся тенденций с целью выявления или уточнения проблем, подлежащих решению средствами управления) и «телеологическая» (оптимизация трендов по заданным критериям и целям для выявления наилучших решений указанных проблем) [3].
Тридцать лет спустя в США при попытке прогноза реализации программы «Аполлон», не зная о выводах русских коллег, пришли к такому же заключению, только «генетический» подход назвали «поисковый», а «телеологический» — «нормативным». Оба подхода составили «технологическое прогнозирование». С этого момента началось полноценное использование «технологического прогнозирования» по всему миру в виде сотен институтов, специально занятых разработкой поисковых и нормативных прогнозов.
В 60-е годы в СССР активно обсуждались вопросы создания структур по прогнозированию в виде научного совета по научно-технической и социально-экономической прогностике, государственной службы прогнозирования в виде специальной комиссии специалистов способных «взвешивать» последствия принимаемых решений, при Политбюро ЦК КПСС, сети кафедр прогнозирования в важнейших университетах страны и отделов прогнозирования в ведущих исследовательских институтах различного профиля. В обсуждении принимали участие академики и писатели фантасты (академик Д.И. Щербаков, академик А.Я. Берг, профессор И.А. Ефремов (автор «Туманности Андромеды») и др.).
К середине 1968 г. в СССР был окончательно решен вопрос о допущении прогноза, но не как альтернативы плану, а как разновидности предплановой разработки. В 1969 г. в Москве насчитывалось более тридцати секторов, занимавшихся прогнозными разработками, а по стране в целом достигло почти тысячи, часть таких единиц находилась в составе закрытых предприятий или учреждений. Из них около 2/3 занимались научно-техническими прогнозами, около 1/4 — экономическими, около 1/10 — градостроительными.
После 1971 г. всю научную деятельность в области прогнозирования возложили на Госкомитет по науке и технике, а всю практическую — на Госплан, при поддержке Комиссии АН СССР. Формировалась Комплексная Программа научно-технического прогресса на 1976—1990 гг., и ряд отраслевых. В 1976 г. Комиссия АН СССР была преобразована в Научный совет из более чем полусотни комиссий. В 1979 г. когда была завершена работа над второй Комплексной программой (до 2000 г.), эту деятельность ввели в систему: первые три года каждой пятилетки — работа над Комплексной программой, продлеваемой на следующие пять лет (2005, 2010 и т.д.), четвертый год — работа над основными направлениями (на следующие 10 лет), последний, пятый год — работа над завершением пятилетнего плана. Эта система была достроена учреждением Института народохозяйственного прогнозирования АН СССР, призванного координировать работу над Комплексной программой. Система просуществовала до 1990 г.
В 1979 г. был образован особый Комитет ВСНТО по научно-техническому прогнозированию и разработке комплексных программ научно-технического прогресса, включающий несколько комиссий по методологии и методике, организации прогнозирования, региональному и отраслевому прогнозированию, по специализированным проблемам научно-технического прогнозирования и др.
В конце 80-х гг. возникло около десятка общественных научных организаций — Ассоциация содействия Всемирной федерации исследований будущего, Ассоциация «Прогнозы и циклы», исследовательский центр «Прикладная прогностика», Международный фонд Н.Д. Кондратьева, Исследовательский центр «Стратегия». [4]
На сегодняшний момент в стране существует потребность в институтах, обеспечивающих прогностическую и аналитическую поддержку ключевых научно-технологических направлений и проектов развития на разных уровнях управления. Вузы в России начинают играть важную роль в организации системы прогнозировании и определении приоритетов научно-технологического развития в стране.
В 2011 г. в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» была создана сеть отраслевых центров прогнозирования научно-технологического развития на базе шести ведущих российских вузов:
— Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО). Направление «Информационно-телекоммуникационные системы»;
— Московский физико-технический институт (МФТИ). Направление «Индустрия наносистем».
— Сибирский государственный медицинский университет Направление «Науки о жизни».
— Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Направление «Энергоэффективность и энергосбережение».
— Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского (МАГИ). Направление «Транспортные и космические системы».
— Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (географический факультет). Направление «Рациональное природопользование».
Деятельность этих центров нацелена на создание и поддержку постоянного диалога экспертов из секторов образовательного, исследовательского, государственного и бизнес-сообществ.
Центры прогнозирования формируют базы данных о методах решения важнейших научно-технологических и организационных задач как отраслевого, так и межотраслевого плана. Работа строится на сопоставительном анализе мировых и отечественных результатов в научно-технической и производственно-экономической сферах, а также на проведении регулярного мониторинга состояния, перспектив и путей реализации инновационного потенциала отраслей. При этом учитываются мировые достижения в высокотехнологичных отраслях, обусловившие их организационные и ресурсные факторы, перспективные виды инновационной продукции, ожидаемая динамика ее рынков.
Поддержка системы форсайта ИТМО
Для поддержки системы форсайт-деятельности в НИУ ИТМО был создан Центр научно-технологического форсайта.
Задачи центра:
— формирование и оценка технологических трендов и сценариев развития в области информационных и телекоммуникационных технологий, фотоники (наноэлек-троники), биомедицинских технологий, новых материалов;
— поиск перспективных технологических и бизнес-ниш в рамках трендов и сценариев, поиск новых бизнес-моделей и методов управления в рамках сценариев и новых возникающих нишах;
— формирование системных проектов с институтами развития (ОАО РОСНАНО, РВК, Фонд «Сколково», технологические платформы, кластеры);
— развитие и применение новых методик прогнозирования;
— оценка внутреннего потенциала университета и создание технологических дорожных;
— обучение методам прогнозирования.
Центр использует инструменты прогнозирования, включающие в себя как аналитические техники, позволяющие выявить значимые для прогноза особенности системы, проблемы, угрозы, вызовы, противоречия, тренды, технологические дорожные карты, а также неаналитические приемы, необходимые для уяснения неопределенностей развития, такие как «дикие карты».
Центр в своей деятельности сформировал несколько направлений работы:
— работа с исследовательскими коллективами и группами по формированию технологических и рыночных перспектив развития проектов и исследований, подготовка технико-экономических обоснований;
— аналитическая работа по формированию сценариев и проектов на их основе в перспективных технологических нишах, приоритетных для НИУ ИТМО;
— формирование фабрики мысли, организация системы обучения и подготовки междисциплинарных аналитических групп, занимающихся прогнозированием, поиском новых областей применяя технологий;
— формирование информационной системы научно-технического прогнозирования на основе анализа больших данных для работы с трендами, технологическими развилками, альтернативными сценариями и дикими картами.
Ключевым направлением работы является анализ конвергентных технологий (информационные технологии — нанотехнологии — биотехнологии), где университет выступает генератором новых моделей связанных с использованием конвергентных технологий для внешних и внутренних заказчиков.
В обозначенных направлениях деятельности при прогностической работе с исследовательскими коллективами в университете критическим фактором успеха является выявлений такой группы технологий, которая будет определять критическую массу областей применения в будущем. При этом важно понимать, что для решения этой задачи нельзя отталкиваться только от мотивов и целей участников отдельных проектов университете, скорее важно расширить технологический горизонт лидеров конкретных проектов в университете до понимания группы технологий, определяющих новые области применяя.
Примером работ в НИУ ИТМО, ориентированных на поиск перспективных технологических и бизнес-ниш, связанных с тематикой новых материалов, является работа с группой исследователей, под руководством к.т.н. Яблочникова Е.И., на факультете точной механики и технологий. Группа занимается тематикой создания мультискалярной среды моделирования новых композиционных материалов и созданием за счет их свойств новых приборов и систем в различных отраслях промышленности. В рамках взаимодействия с данной группой была разработана дорожная технологическая карта и ряд сценариев развития области новых материалов и систем их моделирования.
Другим примером работ связных с поиск перспективных технологических и бизнес-ниш, связанных с тематикой конвергентных технологий (инфо-био-нано) является работа с лабораторией «Сборки геномных последовательностей» под руководством чемпиона мира по программированию Ф.Н. Царева. Тематика — сборка и анализ геномных последовательностей. Во взаимодействии с данной группой была разработана дорожная технологическая карта, сформирован технологический ландшафт и три сценария развития биомедицинской области до 2020 года. Это позволило переформатировать направления исследований в области биоинформатики и найти новые области применения результатов работы лабораторий, так был сформирован кластерный проект СеоСепоппся, направленный на сбор, хранение, обработку, анализ и пространственную визуализацию биомедицинских данных в части использования геоинформационных систем. Участниками проекта стали НИУ ИТМО, Центр пространственных исследований, компания ИВТ, ассоциация РУССОФТ.
Для решения задач формирования информационной системы прогнозирования в 2011 году на базе НИУ ИТМО был инициирован проект «Экспертно-инфор-мационная система форсайта и развития науки и технологий».
Целю проекта является формирование экспертно-информационной системы, дающей взаимосвязанное представление о перспективах развития технологий и сферах их применения. Результатом должен стать комплекс программного обеспечения, обеспечивающего пользователю возможности выполнения аналитики и прогнозирования в научно-технических областях. Целью системы является воссоздание (или создание новой) связности между различными дисциплинарными исследованиями (стартапами, проектами и т.д.) для получения новых значимых научных результатов без выполнения новых исследовательских работ. Эти результаты должны возникать во время осмысленного целенаправленного поиска за счет генерации новой информации при сопоставлении ранее полученных данных. Расширение тематизации базы данных может быть осуществлено также и на гуманитарные области исследований. Система представляет собой перевод выявленной семантической связности различных дисциплинарных исследований в форму научно-технических ландшафтов, позволяющую отслеживать динамику и оценивать перспективность изменений в научно-технических направлениях и использовать инструментарий по работе с прогностическим моделями (оповещения по наступлению тех или иных событий, слабых сигналов, диких карт и др.). Актуальность проекта обеспечена возрастающим количеством научно-технических исследований, не связанных с конкретными социально-экономическими потребностями, отсутствием адекватной информации о данных исследованиях, отсутствием обоснованной методики построения междисциплинарных проектов.
Интерактивная информационная система должна позволить формализовать ключевые технологические тренды, обеспечивая решение конкретных задач для пользователей системы: — определение важнейших перспективных НИОКиТР и инфраструктурных проектов в рамках технологической платформы;
— определение направления и приоритетов развития компаний, отраслей экономики, продуктовой группы;
— выбор приоритетных направлений инвестирования, возможность использования инновационных продуктов;
— оценка возможностей вывода на рынок новых продуктов и технологий;
— оценка рисков, связанных с инновационной деятельностью (глобальные вызовы, тренды, барьеры и др.);
— экспертиза инвестиционных проектов с целью их последующего финансирования.
На данном этапе происходит формирование прототипа системы и уточнение требований потенциальных пользователей системы.
Отвечаем на вопрос «как?»
В заключение важно отметить необходимость выстраивания ведущими вузами России, в первую очередь, национальными исследовательскими университетами, прогностической деятельности для достижения ведущих позиций на мировом рынке исследований и разработок.
На наш взгляд возможны несколько вариантов организации форсайтной деятельности в вузе:
Вариант первый: «Вуз как обучающий центр прогностического знания».
В данном сценарии реализуется понимание развития вуза как образовательного и научного центра в смысле планирования необходимых в ближайшем будущем образовательных компетенций, квалификаций, планирования и реализации развития технологических направлений. Результаты работы центра Форсайта используются субъектами внутри вуза. Маркетинговая деятельность связана с: 1) рекламой вуза как поставщика качественного, современного и своевременного образования для абитуриентов; 2) продвижением на рынок конкретных технических разработок и продуктов. Рынок преимущественно региональный. В вузе существует курс по обучению Форсайту и аналитике. Модель работы вуза не масштабируется.
Вариант два: «Вуз как консультант по Будущему в своих приоритетных научно-технологических направлениях».
Помимо внутренних потребностей вуза оказываются точечные услуги по консалтингу в области прогнозирования в выбранных научно-технологических направлениях отдельным заказчикам как на региональном, так и на федеральном уровне. Существует отдельное маркетинговое направление по продвижению данного типа услуг на рынок и поиску соответствующих потребителей. В вузе работает собственная фабрика мысли, ориентированная на внутренние потребности и внешних заказчиков.
Сценарий три: «Вуз как источник видения Будущего» / «Вуз как генератор Будущего».
Вуз проводит исследования широкого профиля в областях своей специализации и организует свободное предоставление прогностической информации, а также создает информационную систему, позволяющую собирать, согласовывать и управлять позициями экспертов и значимых игроков в области работы с трендами, технологическими развилками, альтернативными сценариями, дикими картами. Прогностический центр имеет собственный отдел маркетинга. Маркетинг и РК направлены на управление информированностью общественного мнения о технологических трендах, создание моды, в том числе, в области будущих компетенций и квалификаций, разоблачение псевдотрендов. Вуз выступает поставщиком принципиального понимания в области развития и применения научно-технологических направлений.
Список литературы:
[1] Переслегин Сергей. Новые карты будущего. М., 2009.
[2] Кольцов А.В.. Деятельность комиссии по изучению естественных производительных сил России: 1914-1918 гг. // Вопросы истории естествознания и техники. 1999. №2. С.128-139.
[3] Кржижановский Г.М., Стру-милин С.Г., Кондратьев Н.Д., Базаров В.А. Каким быть плану: Дискуссии 20-х годов. Л.: Лениздат, 1989.
[4] Бестужев-Лада И.В. Наместни-кова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002.
ФОРСАЙТ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В ВУЗЕ
К.А.Разгуляев,Д.В.Хан,
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Форсайт как современная практика управления
Эффективный путь развития вуза предполагает правильно выбранные перспективные научно-технические направления, которые реализуются, с одной стороны, в виде портфеля НИОКиТР, а с другой стороны, в виде перспективных проектов развития. В связи с чем возникает задача обеспечения системы прогнозирования и постоянного мониторинга актуальных научно-технических областей.
При этом необходимо отметить, что основная масса традиционных форсайтных исследований сводится к пошаговому экспертному опросу. Однако экспертное прогнозирование определяет будущее во многом некорректно и зачастую инвариантно, в результате чего субъекты управления строят собственные стратегии и формируют проекты в соответствии с этими некорректными прогнозами, которые, таким образом, проектно сбываются.
Сбывшийся прогноз или реализованный проект в такой ситуации часто неэффективен и способствует закреплению и продлению определенной группы стереотипов — социальных, технологических, научных, в частности, закрепляя в вузе группы неперспективных направлений исследования.
Техника форсайта в современном понимании тесно связана с техникой сцениро-вания или ситуационного управления, при котором форсайт использует сценарный подход к управлению научными исследованиями и проектами развития, что обусловлено наличием кризисов управления в науке и инновационной сфере: кризисом проектности вследствие резкого увеличения плотности проектного пространства (ожесточенной конкуренции проектов), а также кризисом субъектности, ввиду увеличения числа «игроков» на международной и внутристрановой аренах и пропорциональному сокращению возможностей этих игроков.
Кроме того, возрастающая скорость изменений технологической, экономической, социальной сред в современном мире заставляет уходить от существующих методов стратегического управления к интеграции форсайта и стратегии как к технике управления будущим.
В отсутствие собственного прогнозирования вуз или компания неизбежно занимает либо догоняющую позицию по отношению к другим игрокам, либо действует на предметном поле, которое они задают. Это вынуждает ориентироваться на маркетинговые методы и существующие публичные работы, всегда на несколько шагов отставая от движения мысли конкурентов. [1]
По этим причинам существуют огромные трудности с выходом малых инновационных компаний на рынок, а также отставание во внедрении вузовских технологий в реальный сектор.
Таким образом, современное научно-технологическое развитие вуза и разработка инновационных решений и продуктов требуют прогностической поддержки.
По сути, частью процесса исследований и разработок должен быть непрерывный форсайт — долгосрочное прогнозирование в интересующих научно-технологических областях и воплощение результатов прогнозов в задачи для исследователей и разработчиков.
Современная система форсайта и прогноза научно-технологических направлений деятельности в рамках вуза представляет собой одну из постиндустриальных техник управления. Прогнозирование как управленческая деятельность представляет собой единство мышления (исследования), коммуникации (согласования) и деятельности.
Цель системы форсайта и прогноза научно-технологических направлений деятельности — обеспечение научно-технологического прогнозирования внутренней и внешней сред, развитие технологического и инновационного окружения и приоритетных инновационных направлений вуза.
В задачи прогнозирования входят:
— проектная работа с технологическими трендами (надстройка пула исследований и проектных идей на логическое развитие существующих трендов), поиск противоречий в трендах и встраивание в них проектных идей;
— поиск перспективных, пока не обозначившихся возможностей развития технологий и областей применения;
— поиск упущенных и забытых технологических и продуктовых идей, которые могут быть эффективно воплощены;
— анализ рисков для развития технологий или рисков вследствие развития технологий.
Зарубежный и российский опыт
Одним из важных направлений развития и частью комплекса задач, которые решают исследовательские и прогностические группы в Европе, США, Юго-Восточной Азии, является создание системы и методологии, позволяющей отслеживать технологические тренды, давая возможность формированию новых пулов исследований и продуктов. При этом в США исторически данная деятельность ведется на безе специализированных организаций, таких как RAND Согрогатion (англ. Research and Development), а также крупных транснациональных корпораций, при этом акцент делается на организационные и методологические задачи по формированию и распространению образов будущего. В Европе же в прогностической деятельности активно принимают участие университеты, фокусируясь на технических аспектах прогнозирования, сборе данных, вопросах классификации, создании специализированных порталов и систем (которые поддерживаются в европейских рамочных программах).
Одним из зарубежных примеров создания системы форсайта и прогноза научно-технологических направлений является Университет Манчестера (Великобритания). Система прогнозирования здесь нацелена на форсайтные исследования в различных научно-технологических направлениях и на взаимноувязы-вание знаний и факторов, описывающих или влияющих на возможное будущее науки, технологий или инноваций. Идентификация и анализ происходят на основе методологии «диких карт и слабых сигналов» и их возможных эффектов на развитие исследуемых областей.
При этом Университет Манчестера играет важную роль в системе форсайтов и определения будущих исследований в Европе, решая следующие задачи:
— структурированное и постоянное сканирование диких карт и слабых сигналов;
— организация международных исследований, интервью и дельфи-исследований с целью общего понимания диких карт и слабых сигналов;
— валидация и распространение выводов посредством инструментов государственной политики, методик и руководств, направленных на поддержку экспертов государственных организаций.
Еще одним значимым примером университета, базирующегося в обучении на результатах форсайт-исследований можно назвать Sigularity University. Это проект Американского аэрокосмического агентства (NASA) по созданию нового междисциплинарного университета будущего, осуществленный при поддержке Сооglе, Е-рlапеt Ventures, Аutodesк, Сisco, Каuffman Foundation и Nokiа.
Миссия университета состоит в обучении и вдохновлении лидеров, которые стремятся содействовать экспоненциальному развитию технологий в целях ответа на новые вызовы человечества.
Основные направления подготовки:
— исследование будущего и форсайт -политика, право и этика
— финансы и бизнес
— сети и вычислительные системы
— биотехнологии и биоинформатика
— нанотехнологии
— медицина, неврология
— искусственный интеллект, робототехника и когнитивные технологии
— энергетика и экологические системы
— космос и естественные науки
Участие в программах Singularity University позволяет:
— учиться у визионеров, лидеров и руководителей в индустриях экспоненциально растущих технологий;
— понимать основные понятия и точки прорыва в области искусственного интеллекта и робототехники, биотехнологии и биоинформатики, энергетики и экологических систем, медицины и нейробиологии, нанотехнологии, а также сетей и вычислительных систем;
— дает понимание основных факторов, приводящих к экспоненциальным изменениям;
— посещение компаний Силиконовой Долины, реализующих эти прорывы;
— исследование решений, основанных на инновациях и разработки стратегий, имеющих ценность для вашей компании и индустрии в целом;
— расширение сети личных контактов и связи с сообществом через возможности Singularity Universiti.
Исторически Россия имеет значительный опыт организации систем прогнозирования и их взаимосвязи со стратегическим управлением и планированием. Так в 1915 году Императорская академия наук, следуя предложению В.И.Вернадского, организует Комиссию по изучению естественных производительных сил России (КЕПС), призванную провести инвентаризацию инновационного потенциала страны. КЕПС стала прообразом советских институтов, отвечавших за тотальную модернизацию российской экономики. [2]
В задачи комиссии входила координация исследований, повышение роли вузов в научном потенциале страны, обеспечение правильного взаимоотношения между наукой, техникой и промышленностью, рациональное размещение институтов на территории России. На основе аналитических работ КЕПС были организованы такие проекты как план ГОЭЛРО, курская магнитная аномалия, другие крупные проекты развития, интегрирующие в себе сферы науки, техники, промышленности, управления; подразделения организации впоследствии тесно сотрудничали с Госпланом.
В ходе разработки (1921 — 1929) прогноза перспектив развития СССР на годы первой пятилетки (1928 — 1932), группой ученых по руководством В.А. Базарова были получены две качественно новые исследовательские технологии: «генетическая» (экстраполяция в будущее наметившихся тенденций с целью выявления или уточнения проблем, подлежащих решению средствами управления) и «телеологическая» (оптимизация трендов по заданным критериям и целям для выявления наилучших решений указанных проблем) [3].
Тридцать лет спустя в США при попытке прогноза реализации программы «Аполлон», не зная о выводах русских коллег, пришли к такому же заключению, только «генетический» подход назвали «поисковый», а «телеологический» — «нормативным». Оба подхода составили «технологическое прогнозирование». С этого момента началось полноценное использование «технологического прогнозирования» по всему миру в виде сотен институтов, специально занятых разработкой поисковых и нормативных прогнозов.
В 60-е годы в СССР активно обсуждались вопросы создания структур по прогнозированию в виде научного совета по научно-технической и социально-экономической прогностике, государственной службы прогнозирования в виде специальной комиссии специалистов способных «взвешивать» последствия принимаемых решений, при Политбюро ЦК КПСС, сети кафедр прогнозирования в важнейших университетах страны и отделов прогнозирования в ведущих исследовательских институтах различного профиля. В обсуждении принимали участие академики и писатели фантасты (академик Д.И. Щербаков, академик А.Я. Берг, профессор И.А. Ефремов (автор «Туманности Андромеды») и др.).
К середине 1968 г. в СССР был окончательно решен вопрос о допущении прогноза, но не как альтернативы плану, а как разновидности предплановой разработки. В 1969 г. в Москве насчитывалось более тридцати секторов, занимавшихся прогнозными разработками, а по стране в целом достигло почти тысячи, часть таких единиц находилась в составе закрытых предприятий или учреждений. Из них около 2/3 занимались научно-техническими прогнозами, около 1/4 — экономическими, около 1/10 — градостроительными.
После 1971 г. всю научную деятельность в области прогнозирования возложили на Госкомитет по науке и технике, а всю практическую — на Госплан, при поддержке Комиссии АН СССР. Формировалась Комплексная Программа научно-технического прогресса на 1976—1990 гг., и ряд отраслевых. В 1976 г. Комиссия АН СССР была преобразована в Научный совет из более чем полусотни комиссий. В 1979 г. когда была завершена работа над второй Комплексной программой (до 2000 г.), эту деятельность ввели в систему: первые три года каждой пятилетки — работа над Комплексной программой, продлеваемой на следующие пять лет (2005, 2010 и т.д.), четвертый год — работа над основными направлениями (на следующие 10 лет), последний, пятый год — работа над завершением пятилетнего плана. Эта система была достроена учреждением Института народохозяйственного прогнозирования АН СССР, призванного координировать работу над Комплексной программой. Система просуществовала до 1990 г.
В 1979 г. был образован особый Комитет ВСНТО по научно-техническому прогнозированию и разработке комплексных программ научно-технического прогресса, включающий несколько комиссий по методологии и методике, организации прогнозирования, региональному и отраслевому прогнозированию, по специализированным проблемам научно-технического прогнозирования и др.
В конце 80-х гг. возникло около десятка общественных научных организаций — Ассоциация содействия Всемирной федерации исследований будущего, Ассоциация «Прогнозы и циклы», исследовательский центр «Прикладная прогностика», Международный фонд Н.Д. Кондратьева, Исследовательский центр «Стратегия». [4]
На сегодняшний момент в стране существует потребность в институтах, обеспечивающих прогностическую и аналитическую поддержку ключевых научно-технологических направлений и проектов развития на разных уровнях управления. Вузы в России начинают играть важную роль в организации системы прогнозировании и определении приоритетов научно-технологического развития в стране.
В 2011 г. в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» была создана сеть отраслевых центров прогнозирования научно-технологического развития на базе шести ведущих российских вузов:
— Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО). Направление «Информационно-телекоммуникационные системы»;
— Московский физико-технический институт (МФТИ). Направление «Индустрия наносистем».
— Сибирский государственный медицинский университет Направление «Науки о жизни».
— Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Направление «Энергоэффективность и энергосбережение».
— Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского (МАГИ). Направление «Транспортные и космические системы».
— Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (географический факультет). Направление «Рациональное природопользование».
Деятельность этих центров нацелена на создание и поддержку постоянного диалога экспертов из секторов образовательного, исследовательского, государственного и бизнес-сообществ.
Центры прогнозирования формируют базы данных о методах решения важнейших научно-технологических и организационных задач как отраслевого, так и межотраслевого плана. Работа строится на сопоставительном анализе мировых и отечественных результатов в научно-технической и производственно-экономической сферах, а также на проведении регулярного мониторинга состояния, перспектив и путей реализации инновационного потенциала отраслей. При этом учитываются мировые достижения в высокотехнологичных отраслях, обусловившие их организационные и ресурсные факторы, перспективные виды инновационной продукции, ожидаемая динамика ее рынков.
Поддержка системы форсайта ИТМО
Для поддержки системы форсайт-деятельности в НИУ ИТМО был создан Центр научно-технологического форсайта.
Задачи центра:
— формирование и оценка технологических трендов и сценариев развития в области информационных и телекоммуникационных технологий, фотоники (наноэлек-троники), биомедицинских технологий, новых материалов;
— поиск перспективных технологических и бизнес-ниш в рамках трендов и сценариев, поиск новых бизнес-моделей и методов управления в рамках сценариев и новых возникающих нишах;
— формирование системных проектов с институтами развития (ОАО РОСНАНО, РВК, Фонд «Сколково», технологические платформы, кластеры);
— развитие и применение новых методик прогнозирования;
— оценка внутреннего потенциала университета и создание технологических дорожных;
— обучение методам прогнозирования.
Центр использует инструменты прогнозирования, включающие в себя как аналитические техники, позволяющие выявить значимые для прогноза особенности системы, проблемы, угрозы, вызовы, противоречия, тренды, технологические дорожные карты, а также неаналитические приемы, необходимые для уяснения неопределенностей развития, такие как «дикие карты».
Центр в своей деятельности сформировал несколько направлений работы:
— работа с исследовательскими коллективами и группами по формированию технологических и рыночных перспектив развития проектов и исследований, подготовка технико-экономических обоснований;
— аналитическая работа по формированию сценариев и проектов на их основе в перспективных технологических нишах, приоритетных для НИУ ИТМО;
— формирование фабрики мысли, организация системы обучения и подготовки междисциплинарных аналитических групп, занимающихся прогнозированием, поиском новых областей применяя технологий;
— формирование информационной системы научно-технического прогнозирования на основе анализа больших данных для работы с трендами, технологическими развилками, альтернативными сценариями и дикими картами.
Ключевым направлением работы является анализ конвергентных технологий (информационные технологии — нанотехнологии — биотехнологии), где университет выступает генератором новых моделей связанных с использованием конвергентных технологий для внешних и внутренних заказчиков.
В обозначенных направлениях деятельности при прогностической работе с исследовательскими коллективами в университете критическим фактором успеха является выявлений такой группы технологий, которая будет определять критическую массу областей применения в будущем. При этом важно понимать, что для решения этой задачи нельзя отталкиваться только от мотивов и целей участников отдельных проектов университете, скорее важно расширить технологический горизонт лидеров конкретных проектов в университете до понимания группы технологий, определяющих новые области применяя.
Примером работ в НИУ ИТМО, ориентированных на поиск перспективных технологических и бизнес-ниш, связанных с тематикой новых материалов, является работа с группой исследователей, под руководством к.т.н. Яблочникова Е.И., на факультете точной механики и технологий. Группа занимается тематикой создания мультискалярной среды моделирования новых композиционных материалов и созданием за счет их свойств новых приборов и систем в различных отраслях промышленности. В рамках взаимодействия с данной группой была разработана дорожная технологическая карта и ряд сценариев развития области новых материалов и систем их моделирования.
Другим примером работ связных с поиск перспективных технологических и бизнес-ниш, связанных с тематикой конвергентных технологий (инфо-био-нано) является работа с лабораторией «Сборки геномных последовательностей» под руководством чемпиона мира по программированию Ф.Н. Царева. Тематика — сборка и анализ геномных последовательностей. Во взаимодействии с данной группой была разработана дорожная технологическая карта, сформирован технологический ландшафт и три сценария развития биомедицинской области до 2020 года. Это позволило переформатировать направления исследований в области биоинформатики и найти новые области применения результатов работы лабораторий, так был сформирован кластерный проект СеоСепоппся, направленный на сбор, хранение, обработку, анализ и пространственную визуализацию биомедицинских данных в части использования геоинформационных систем. Участниками проекта стали НИУ ИТМО, Центр пространственных исследований, компания ИВТ, ассоциация РУССОФТ.
Для решения задач формирования информационной системы прогнозирования в 2011 году на базе НИУ ИТМО был инициирован проект «Экспертно-инфор-мационная система форсайта и развития науки и технологий».
Целю проекта является формирование экспертно-информационной системы, дающей взаимосвязанное представление о перспективах развития технологий и сферах их применения. Результатом должен стать комплекс программного обеспечения, обеспечивающего пользователю возможности выполнения аналитики и прогнозирования в научно-технических областях. Целью системы является воссоздание (или создание новой) связности между различными дисциплинарными исследованиями (стартапами, проектами и т.д.) для получения новых значимых научных результатов без выполнения новых исследовательских работ. Эти результаты должны возникать во время осмысленного целенаправленного поиска за счет генерации новой информации при сопоставлении ранее полученных данных. Расширение тематизации базы данных может быть осуществлено также и на гуманитарные области исследований. Система представляет собой перевод выявленной семантической связности различных дисциплинарных исследований в форму научно-технических ландшафтов, позволяющую отслеживать динамику и оценивать перспективность изменений в научно-технических направлениях и использовать инструментарий по работе с прогностическим моделями (оповещения по наступлению тех или иных событий, слабых сигналов, диких карт и др.). Актуальность проекта обеспечена возрастающим количеством научно-технических исследований, не связанных с конкретными социально-экономическими потребностями, отсутствием адекватной информации о данных исследованиях, отсутствием обоснованной методики построения междисциплинарных проектов.
Интерактивная информационная система должна позволить формализовать ключевые технологические тренды, обеспечивая решение конкретных задач для пользователей системы: — определение важнейших перспективных НИОКиТР и инфраструктурных проектов в рамках технологической платформы;
— определение направления и приоритетов развития компаний, отраслей экономики, продуктовой группы;
— выбор приоритетных направлений инвестирования, возможность использования инновационных продуктов;
— оценка возможностей вывода на рынок новых продуктов и технологий;
— оценка рисков, связанных с инновационной деятельностью (глобальные вызовы, тренды, барьеры и др.);
— экспертиза инвестиционных проектов с целью их последующего финансирования.
На данном этапе происходит формирование прототипа системы и уточнение требований потенциальных пользователей системы.
Отвечаем на вопрос «как?»
В заключение важно отметить необходимость выстраивания ведущими вузами России, в первую очередь, национальными исследовательскими университетами, прогностической деятельности для достижения ведущих позиций на мировом рынке исследований и разработок.
На наш взгляд возможны несколько вариантов организации форсайтной деятельности в вузе:
Вариант первый: «Вуз как обучающий центр прогностического знания».
В данном сценарии реализуется понимание развития вуза как образовательного и научного центра в смысле планирования необходимых в ближайшем будущем образовательных компетенций, квалификаций, планирования и реализации развития технологических направлений. Результаты работы центра Форсайта используются субъектами внутри вуза. Маркетинговая деятельность связана с: 1) рекламой вуза как поставщика качественного, современного и своевременного образования для абитуриентов; 2) продвижением на рынок конкретных технических разработок и продуктов. Рынок преимущественно региональный. В вузе существует курс по обучению Форсайту и аналитике. Модель работы вуза не масштабируется.
Вариант два: «Вуз как консультант по Будущему в своих приоритетных научно-технологических направлениях».
Помимо внутренних потребностей вуза оказываются точечные услуги по консалтингу в области прогнозирования в выбранных научно-технологических направлениях отдельным заказчикам как на региональном, так и на федеральном уровне. Существует отдельное маркетинговое направление по продвижению данного типа услуг на рынок и поиску соответствующих потребителей. В вузе работает собственная фабрика мысли, ориентированная на внутренние потребности и внешних заказчиков.
Сценарий три: «Вуз как источник видения Будущего» / «Вуз как генератор Будущего».
Вуз проводит исследования широкого профиля в областях своей специализации и организует свободное предоставление прогностической информации, а также создает информационную систему, позволяющую собирать, согласовывать и управлять позициями экспертов и значимых игроков в области работы с трендами, технологическими развилками, альтернативными сценариями, дикими картами. Прогностический центр имеет собственный отдел маркетинга. Маркетинг и РК направлены на управление информированностью общественного мнения о технологических трендах, создание моды, в том числе, в области будущих компетенций и квалификаций, разоблачение псевдотрендов. Вуз выступает поставщиком принципиального понимания в области развития и применения научно-технологических направлений.
Список литературы:
[1] Переслегин Сергей. Новые карты будущего. М., 2009.
[2] Кольцов А.В.. Деятельность комиссии по изучению естественных производительных сил России: 1914-1918 гг. // Вопросы истории естествознания и техники. 1999. №2. С.128-139.
[3] Кржижановский Г.М., Стру-милин С.Г., Кондратьев Н.Д., Базаров В.А. Каким быть плану: Дискуссии 20-х годов. Л.: Лениздат, 1989.
[4] Бестужев-Лада И.В. Наместни-кова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002.
Рубрики
Подписаться на новости