ОТ РЕДАКЦИИ.В прошлом номере «ЭС» была анонсирована тема экспертного анализа проекта закона «О национальной промышленной политике в Российской Федерации». Сегодня мы публикуем некоторые из предложений Санкт-Петербургского РО Союза машиностроителей, которые были в оговоренный срок направлены инициатору переработки законопроекта Владимиру Гутеневу. Часть изложенных ниже рекомендаций легко имплантирована нами в исходный текст документа (его можно посмотреть здесь: httр://аsozd2.duта.gоу.rи/таin.пsf/(Sрrаvка)?ОреnАgent&RN=98281-5). Другая часть представлена в виде тезисов, которые полезно превратить в дополнительные разделы и статьи будущего закона. В этом смысле не плохо бы от разрозненных усилий региональных экспертных групп перейти к общей скоорденированной работе.
Данное в законопроекте определение промышленной политики выглядит неполным. Возможны следующие варианты:
Промышленная политика — научно обоснованная система взглядов и совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.
Промышленная политика представляет собой составную часть стратегии общественного развития, основанной на системе отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурно-сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом.
Целесообразнго ввести классификацию видов промышленной политики. Например:
— по длительности воздействия выделяют среднесрочную и долгосрочную;
— по масштабу воздействия — общесистемную и селективную (либо горизонтальную и вертикальную, либо пассивную и активную);
— по территориальному охвату — федеральную, региональную и районную;
— по направленности участия в международном разделении труда — импортозамещающую и экспортно-ориентированную;
— по превалирующему функциональному направлению — научно-техническую, инновационную, инвестиционную, амортизационную и пр.
Следует четко акцентировать, что определяющим субъектом промышленной политики является государство, его макро-экономическая политика, причем не любая политическая власть, а государство современного типа. Промышленная политика -это, в первую очередь, атрибут именно государства современного типа.
В проекте не разграничены понятия объекта и субъекта промышленной политики, что привело к отсутствию главного элемента (объекта), коим является производитель (предприятие, производство). Как вариант: Объекты промышленной политики
— производители товаров и услуг (производственное предприятие, корпорация, отдельный предприниматель, гражданин или коллектив граждан, осуществляющих профессиональную деятельность в производственной сфере).
В статье «Принципы промышленной политики» предлагается следующее дополнение:
Принципами промышленной политики в Российской Федерации являются:
1) выбор приоритетов государственной поддержки субъектов промышленной деятельности на основе следующих критериев:
— опережающее развитие высокотехнологичных наукоемких производств с высокой добавленной стоимостью на одного работающего;
— решение задач импортозамещения как в применяемых производственных технологиях, так и посредством выпуска готовой продукции;
— использование в производственном цикле или непосредственно изготовление средств производства отечественной разработки;
— создание значительного числа высококвалифицированных рабочих мест;
— степень взаимодействия субъекта промышленной деятельности с профильными образовательными учреждениями высшего и профессионального образования;
— применение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;
— ответственность и отчетность субъектов промышленной деятельности.
Некоторые уточнения предлагаются с статью «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере промышленной политики»:
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере промышленной политики относятся:
1) формирование и осуществление федеральной промышленной политики;
2) разработка в двухмесячный срок с даты вступления в силу настоящего закона Министерством промышленности и торговли РФ и Национальным промышленным советом концепции промышленной политики и определение на ее основе приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов промышленной деятельности на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
Предложена уточненная редакция статьи «Национальный промышленный совет»
1. Национальный промышленный совет является общественным органом, представляющим интересы субъектов промышленной политики. Национальный промышленный Совет создается при Председателе Правительства Российской Федерации и формируется на добровольной основе субъектами промышленной политики путем квотного представительства его участников. Национальный промышленный совет учреждается в месячный срок с даты вступления в силу настоящего закона. Положение о Национальном промышленном Совете утверждается на его учредительном заседании.
В статью «Формы, условия и порядок поддержки субъектов промышленной деятельности» предлагается внести пункт
1. Приоритетом государственной поддержки субъектов промышленной деятельности является разработка научно обоснованного законодательства и обеспечение его реализации в интересах промышленности.
ОБЩИЙ КОММЕНТАРИЙ. Учитывая, что промышленная политика в Российской Федерации до настоящего времени не имеет четкого определения и не является предметом законодательной регламентации, рамочный характер первого закона в этой важнейшей сфере представляется оправданным. На основе заложенных в нем принципов будет возможно разработать целый пакет законов и норм с любой необходимой детализацией и минимумом ошибок. В этом смысле перспективно предлагаемое законопроектом учреждение Национального промышленного совета (оптимально — при Председателе Правительства РФ).
Рамочный характер закона оправдан и с точки зрения ожидаемых (и необходимых) после его принятия изменений в существующем законодательстве в сфере экономики, финансов, бюджета, налогообложения и т. д.
В предложенной выше редакции, на наш взгляд, удалось ответить на критические замечания по существу в официальном отзыве Правительства РФ от 08.10.2008г. Но полезна более глубокая доработка по ряду направлений, представленных ниже.
В главе общих положений ФЗ рекомендуется определить институты и модели промышленной политики. Например, модель, которая ставит своей целью создание и развитие отраслей экономики, определенных как приоритетные, или модель, ориентированная на содействие конкурентоспособности национальных производителей.
Должное место в ФЗ следует отвести инструментам и механизмам реализации промышленной политики. Возможные инструменты определяются теми ролями, в которых государство может выступать в отношениях с конкретным производителем:
— собственник (или совладелец);
— поставщик (продавец) факторов производства;
— потребитель произведенной продукции;
— получатель налоговых платежей;
— регулятор рынков факторов производства и конечной продукции;
— регулятор деятельности производителя;
— арбитр в хозяйственных спорах;
— политический субъект в рамках международных отношений, влияющих на деятельность производителя или на рынки, в которых он участвует.
К инструментам промышленной политики, составляющим её единый механизм, отвечающий требованиям комплексности и системности, в ФЗ следует отнести (по характеру воздействия на объект): макроэкономические, институциональные, информационные и ресурсные. Механизм реализации промышленной политики предполагает систему правовых, экономических, организационных и других мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса.
Среди возможных механизмов реализации можно выделить наиболее значимые:
• реализация приоритетных промышленных проектов различного масштаба;
• кластерный подход в реализации промышленной политики, который является не только средством достижения таких целей как структурные изменения, модернизация экономики, повышение ее конкурентоспособности, усиление инновационной направленности, но и мощным инструментом регионального развития;
• частно-государственное партнерство.
В проекте также стоит обратить внимание на обязательность создания условий для формирования механизмов экономического саморазвития, повышение значимости управления знаниями и концепций инновационной деятельности. Такой подход позволяет использовать накопленный потенциал знаний для формирования интеллектуального ядра и структуры промышленности, которые будут адекватны технологической, отраслевой и институциональной структурам развитых стран.
В проекте ФЗ практически отсутствуют подходы к определению инструментов и приоритетов промышленной политики РФ. Приоритеты, особенно для регионов и территорий, определяются, исходя из конкурентоспособности видов экономической деятельности. В настоящее время не основной капитал, а кадры, информация и торговля определяют конкурентоспособность территорий. Поэтому нужна замена отраслевой логики промышленной политики пространственно-территориальной логикой.
Отдельное место должно быть отведено понятиям технологических укладов, критическим технологиям. Промышленная политика не может рассматриваться как альтернатива конкурентной экономической политике, а является, прежде всего, инструментом воздействия на экономический рост через структуру промышленного производства. В существующем проекте ФЗ вопросы создания перспективных структур промышленного производства практически отсутствуют. Хотя в реальной практике промышленная политика всегда принимает вид политики структурной.
В ФЗ полезно конкретизировать задачи государства по реализации промышленной политики, степень и вид ответственности государственных институтов, механизм оценки эффективности промышленной политики и т.д.
Общий вектор государственной промышленной стратегии — выбор приоритетов в широком смысле — продиктован господствующей в обществе идеологией, особенностями государственного интервенционизма, характере страновых конкурентных преимуществ. Выбор же приоритетов в узком смысле, т.е. набор определенных отраслей, секторов, должен быть подчинен ясным и научно обоснованным критериям.
С учетом сказанного, следует ускорить принятие на первом этапе компактного рамочного закона при одновременном начале работы по формированию состава и функционала будущего Национального промышленного совета, что вполне по силам Союзу машиностроителей России.
Предложения подготовили эксперты СПб РО «Союзмаш России»:
ДУХ И БУКВА
ОТ РЕДАКЦИИ. В прошлом номере «ЭС» была анонсирована тема экспертного анализа проекта закона «О национальной промышленной политике в Российской Федерации». Сегодня мы публикуем некоторые из предложений Санкт-Петербургского РО Союза машиностроителей, которые были в оговоренный срок направлены инициатору переработки законопроекта Владимиру Гутеневу. Часть изложенных ниже рекомендаций легко имплантирована нами в исходный текст документа (его можно посмотреть здесь: httр://аsozd2.duта.gоу.rи/таin.пsf/(Sрrаvка)?ОреnАgent&RN=98281-5). Другая часть представлена в виде тезисов, которые полезно превратить в дополнительные разделы и статьи будущего закона. В этом смысле не плохо бы от разрозненных усилий региональных экспертных групп перейти к общей скоорденированной работе.
Данное в законопроекте определение промышленной политики выглядит неполным. Возможны следующие варианты:
Промышленная политика — научно обоснованная система взглядов и совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.
Промышленная политика представляет собой составную часть стратегии общественного развития, основанной на системе отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурно-сбалансированной, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом.
Целесообразнго ввести классификацию видов промышленной политики. Например:
— по длительности воздействия выделяют среднесрочную и долгосрочную;
— по масштабу воздействия — общесистемную и селективную (либо горизонтальную и вертикальную, либо пассивную и активную);
— по территориальному охвату — федеральную, региональную и районную;
— по направленности участия в международном разделении труда — импортозамещающую и экспортно-ориентированную;
— по превалирующему функциональному направлению — научно-техническую, инновационную, инвестиционную, амортизационную и пр.
Следует четко акцентировать, что определяющим субъектом промышленной политики является государство, его макро-экономическая политика, причем не любая политическая власть, а государство современного типа. Промышленная политика -это, в первую очередь, атрибут именно государства современного типа.
В проекте не разграничены понятия объекта и субъекта промышленной политики, что привело к отсутствию главного элемента (объекта), коим является производитель (предприятие, производство). Как вариант: Объекты промышленной политики
— производители товаров и услуг (производственное предприятие, корпорация, отдельный предприниматель, гражданин или коллектив граждан, осуществляющих профессиональную деятельность в производственной сфере).
В статье «Принципы промышленной политики» предлагается следующее дополнение:
Принципами промышленной политики в Российской Федерации являются:
1) выбор приоритетов государственной поддержки субъектов промышленной деятельности на основе следующих критериев:
— опережающее развитие высокотехнологичных наукоемких производств с высокой добавленной стоимостью на одного работающего;
— решение задач импортозамещения как в применяемых производственных технологиях, так и посредством выпуска готовой продукции;
— использование в производственном цикле или непосредственно изготовление средств производства отечественной разработки;
— создание значительного числа высококвалифицированных рабочих мест;
— степень взаимодействия субъекта промышленной деятельности с профильными образовательными учреждениями высшего и профессионального образования;
— применение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;
— ответственность и отчетность субъектов промышленной деятельности.
Некоторые уточнения предлагаются с статью «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере промышленной политики»:
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере промышленной политики относятся:
1) формирование и осуществление федеральной промышленной политики;
2) разработка в двухмесячный срок с даты вступления в силу настоящего закона Министерством промышленности и торговли РФ и Национальным промышленным советом концепции промышленной политики и определение на ее основе приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов промышленной деятельности на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
Предложена уточненная редакция статьи «Национальный промышленный совет»
1. Национальный промышленный совет является общественным органом, представляющим интересы субъектов промышленной политики. Национальный промышленный Совет создается при Председателе Правительства Российской Федерации и формируется на добровольной основе субъектами промышленной политики путем квотного представительства его участников. Национальный промышленный совет учреждается в месячный срок с даты вступления в силу настоящего закона. Положение о Национальном промышленном Совете утверждается на его учредительном заседании.
В статью «Формы, условия и порядок поддержки субъектов промышленной деятельности» предлагается внести пункт
1. Приоритетом государственной поддержки субъектов промышленной деятельности является разработка научно обоснованного законодательства и обеспечение его реализации в интересах промышленности.
ОБЩИЙ КОММЕНТАРИЙ. Учитывая, что промышленная политика в Российской Федерации до настоящего времени не имеет четкого определения и не является предметом законодательной регламентации, рамочный характер первого закона в этой важнейшей сфере представляется оправданным. На основе заложенных в нем принципов будет возможно разработать целый пакет законов и норм с любой необходимой детализацией и минимумом ошибок. В этом смысле перспективно предлагаемое законопроектом учреждение Национального промышленного совета (оптимально — при Председателе Правительства РФ).
Рамочный характер закона оправдан и с точки зрения ожидаемых (и необходимых) после его принятия изменений в существующем законодательстве в сфере экономики, финансов, бюджета, налогообложения и т. д.
В предложенной выше редакции, на наш взгляд, удалось ответить на критические замечания по существу в официальном отзыве Правительства РФ от 08.10.2008г. Но полезна более глубокая доработка по ряду направлений, представленных ниже.
В главе общих положений ФЗ рекомендуется определить институты и модели промышленной политики. Например, модель, которая ставит своей целью создание и развитие отраслей экономики, определенных как приоритетные, или модель, ориентированная на содействие конкурентоспособности национальных производителей.
Должное место в ФЗ следует отвести инструментам и механизмам реализации промышленной политики. Возможные инструменты определяются теми ролями, в которых государство может выступать в отношениях с конкретным производителем:
— собственник (или совладелец);
— поставщик (продавец) факторов производства;
— потребитель произведенной продукции;
— получатель налоговых платежей;
— регулятор рынков факторов производства и конечной продукции;
— регулятор деятельности производителя;
— арбитр в хозяйственных спорах;
— политический субъект в рамках международных отношений, влияющих на деятельность производителя или на рынки, в которых он участвует.
К инструментам промышленной политики, составляющим её единый механизм, отвечающий требованиям комплексности и системности, в ФЗ следует отнести (по характеру воздействия на объект): макроэкономические, институциональные, информационные и ресурсные. Механизм реализации промышленной политики предполагает систему правовых, экономических, организационных и других мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса.
Среди возможных механизмов реализации можно выделить наиболее значимые:
• реализация приоритетных промышленных проектов различного масштаба;
• кластерный подход в реализации промышленной политики, который является не только средством достижения таких целей как структурные изменения, модернизация экономики, повышение ее конкурентоспособности, усиление инновационной направленности, но и мощным инструментом регионального развития;
• частно-государственное партнерство.
В проекте также стоит обратить внимание на обязательность создания условий для формирования механизмов экономического саморазвития, повышение значимости управления знаниями и концепций инновационной деятельности. Такой подход позволяет использовать накопленный потенциал знаний для формирования интеллектуального ядра и структуры промышленности, которые будут адекватны технологической, отраслевой и институциональной структурам развитых стран.
В проекте ФЗ практически отсутствуют подходы к определению инструментов и приоритетов промышленной политики РФ. Приоритеты, особенно для регионов и территорий, определяются, исходя из конкурентоспособности видов экономической деятельности. В настоящее время не основной капитал, а кадры, информация и торговля определяют конкурентоспособность территорий. Поэтому нужна замена отраслевой логики промышленной политики пространственно-территориальной логикой.
Отдельное место должно быть отведено понятиям технологических укладов, критическим технологиям. Промышленная политика не может рассматриваться как альтернатива конкурентной экономической политике, а является, прежде всего, инструментом воздействия на экономический рост через структуру промышленного производства. В существующем проекте ФЗ вопросы создания перспективных структур промышленного производства практически отсутствуют. Хотя в реальной практике промышленная политика всегда принимает вид политики структурной.
В ФЗ полезно конкретизировать задачи государства по реализации промышленной политики, степень и вид ответственности государственных институтов, механизм оценки эффективности промышленной политики и т.д.
Общий вектор государственной промышленной стратегии — выбор приоритетов в широком смысле — продиктован господствующей в обществе идеологией, особенностями государственного интервенционизма, характере страновых конкурентных преимуществ. Выбор же приоритетов в узком смысле, т.е. набор определенных отраслей, секторов, должен быть подчинен ясным и научно обоснованным критериям.
С учетом сказанного, следует ускорить принятие на первом этапе компактного рамочного закона при одновременном начале работы по формированию состава и функционала будущего Национального промышленного совета, что вполне по силам Союзу машиностроителей России.
Предложения подготовили эксперты СПб РО «Союзмаш России»:
В.Н. Половинкин, д. т. н., профессор
В.А. Катенин, д. в. н.
ОЛ. Сергеев, к. т. н.
А.Ю. Пылаев, гл. редактор «ЭС»
Рубрики
Подписаться на новости