О.Л. Сергеев, к-т техн. наук, эксперт Всероссийского фонда образования
Бич невежества
Доход стран, производящих интеллектуальный продукт в 5 раз выше по сравнению со странами, собирающими продукт конечный.
Из Послания Президента РФ Федеральному собранию следует вывод: страны, победившие в борьбе за человеческие ресурсы, за интеллект будут владеть всеми мировыми природными ресурсами, включая металлы, нефть и газ. Сегодня очевидно: одним из наиболее опасных источников угроз национальной безопасности является отставание в развитии передовых технологических укладов.
Курс на инвестиции в развитие человеческого капитала проложен Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года — официально признанной системой приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Важнейшими системными приоритетами Стратегии служат наука, технологии, образование, здравоохранение и культура.
Меры нормативной правовой поддержки реализации настоящей Стратегии обязывают органы государственной власти принимать решения строго соответствующие ее статусу и целям. На практике все обстоит иначе. Авантюризм, технологическое и аппаратное невежество, высокомерное отношение к профессионализму создают долгосрочные «черные дыры» в экономике России. Примеров удручающе много — от ЕГЭ «для биороботов» до перевода Главкомата ВМФ в город на Неве. Кстати, билет в одну сторону стоил 26 млрд. руб. Однако вскоре выяснилась правота профессионалов: управлять флотом из Санкт-Петербурга не представляется возможным.
Недавно, вопреки протестам 40 тысяч профессионалов, Госдума приняла ФЗ «Об образовании в РФ», что несет прямую угрозу технологической безопасности России. Симптомы тревожные, так как Госдума, рассматривая законодательные акты о национальной безопасности, фактически забывает о Стратегии и других решениях исполнительной власти. Есть надежда, что на память законодателей сможет благотворно повлиять ежегодное Послание Президента РФ. Если, конечно, его тоже не забудут…
Опора на регионы
Локомотивом роста благосостояния граждан РФ должна стать национальная инновационная система, способная аккумулировать к 2020 году 20 млн. рабочих мест в территориально-промышленных районах Юга и Поволжья, Урала и в Сибири, Дальнего Востока и других регионах страны. Очевидно, что прервать прогрессирующую трудонедостаточность может только приток новых сил — умных, образованных и трудолюбивых. Где же их взять после столь долгой деградации фундаментальных основ социального государства?
Президент РФ видит решение проблемы в развитии региональной экономики, социальной сферы, культурного потенциала, включая выравнивание бюджетной обеспеченности, распределения потока мигрантов, исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах. Сбалансированное пространственное развитие страны предполагает децентрализацию управления и обеспечение экономической самостоятельности регионов, новую географию экономического роста, новые центры промышленности, образования и науки.
Сглаживание дисбалансов территориального развития регионов возможно при усилении интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности, умного противодействия угрозам в этих сферах деятельности. Данные процессы определяют тренд роста качества жизни, доступность современного образования и здравоохранения, высокую социальную мобильность граждан и значимость трудовой занятости, эффективность трудовых ресурсов, интеллектуальный потенциал инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава.
Следует отметить, что в нарушение Стратегии, интеграционные процессы, имеющие ключевое значение для инновационного развития страны, не рассматриваются в новом Федеральном законе «Об образовании в РФ»
Утрата критических технологий, инженерных и научных школ, опыта рабочих-профессионалов происходит в отсутствие притока молодых специалистов специальной сферы, врачей и учителей, ученых и инженеров из-за нерешенности жилищного вопроса. В Послании поставлена задача расширения ввода в эксплуатацию доступного жилья экономкласса и возможностей арендного жилья.
Признается факт, что получить качественное образование и медицинскую помощь можно только в крупных городах. Чтобы устранить это неравенство ставится задача возродить генератор развития, — провинциальную интеллигенцию, обеспечить приоритет сильного, одаренного учителя и поддержки региональных вузов.
Президент указал на порочность практики львиной доли затрат на вузы в Москве и Санкт-Петербурге, когда их выпускники работают в шаговой доступности от альма-матер, как правило, не по специальности.
Остановить запущенный ЕГЭ маховик угрозы национальной безопасности при дерегионализации вузов призвана современная федеральная контрактная система и система государственного заказа на подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования.
Интеллектуальное возрождение провинции должно происходить через профессиональные сообщества: медицинских работников, педагогов, ученых и работников культуры, при формировании каждой организацией указанной направленности программы кадрового обновления.
Конкуренция в глобальном мире
Президент РФ в очередной раз повторил тезис о том, что в одиночку никто не может решить глобальные проблемы в экономике и политике, что требует придать глобальный характер качественному образованию на русском языке, расширить присутствие России в мировом гуманитарном, информационном и культурном пространстве, и войти в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему ВВП.
Интеллектуальный прорыв РФ на рынке креативных услуг требует участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах. Этой цели служит многостороннее международное сотрудничество, возрождение имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой.
Аккумулирование интеллектуальных ресурсов включает: предоставление российского гражданства соотечественникам — носителям русского языка и культуры; поддержка изучения русского языка в странах СНГ и других государствах с зачислением их лучших представителей в ведущие вузы РФ; создание условий для работы и карьерного роста многодетным женщинам — матерям, в том числе за счет развертывания дошкольных учреждений.
Этой же цели служит вовлечение в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проведение миграционной политики, обеспечивающей баланс интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий.
С повышением конкурентоспособности общего и профессионального образования, специалистов высшей квалификации связано поручение Президента создать систему публичного мониторинга качества медицины, образования, научных результатов, востребованности учреждений культуры, с привлечением профессионалов, лучшего международного опыта и СМИ для освещения идущим в этих сферах преобразований.
Отводится 2 года на разработку и внедрение национальной системы качества профессионального образования, что актуально в связи со скандальным рейтингом вузов, установленным Минобрнауки без оценки главного критерия — содержания образования и принятого во всем мире показателя «стоимость — эффективность» научной работы.
К проблемным следует отнести НИУ ВШЭ с ежегодным доходом 4 млрд. руб. и на два порядка большими потерями государства — заказчика провальных проектов, в том числе административной реформы. Приватизированный у знаменитой Высшей школы КГБ бренд «Вышка», не подтверждается качеством выпускников, прорывом в технологиях образования и содержанием «экспертных» рекомендаций ВШЭ Президенту и Правительству.
На достижение интеллектуальной конкурентоспособности направлены следующие поручения Президента РФ:
— обновить содержание образования при сохранении традиций и преимуществ, в том числе в фундаментальном математическом образовании, значения качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий, формирующих личность;
— подготовить программу полноценного развития в школе современного воспитательного компонента, так как обучение без воспитания бессмысленно;
— обеспечить развитие детского художественного и технического творчества в различных доступных формах.
Указанные поручения создают условия для прогресса развивающей системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования.
Против течения
Театр начинается с вешалки, а абсурдный законопроект с концепции. В концепции ФЗ «Об образовании в РФ», одобренной думским большинством при наличии 40 тысяч замечаний и предложений, понятия «воспитание» и «содержание образования» отсутствуют вообще!
Чтобы закрыть этот пробел при скудных представлениях о ключевых понятиях председатель Комитета ГД по образованию Григорий Балыхин нашел простое решение сложной проблемы — перенести, при равнозначности, на первое место воспитание, а на второе — обучение. Формальный результат такого решения — невыполнение поручения Президента РФ.
Перефразируя незабвенного Бориса Грызлова, Дума — не научный центр для исследований 40 тысяч мнений профессионалов, превосходящих по компетенции разработчиков законопроекта и депутатов. Трудно согласиться с прдложением «спра-воросса» Виктора Шудегова о возвращении законопроекта к первому чтению. Документ столь «выдающихся качеств» следовало просто отозвать из Думы.
Внутренняя энергия нации
Стратегическую задачу духовной мобилизации Президент РФ сформулировал так: «Кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет самостоятельность, — будет зависеть не только от экономического потенциала, но, прежде всего, от воли каждой нации, от ее внутренней энергии. Как говорил Лев Гумилев, от пассионарности к движению вперед, к переменам».
Мотивация качества общего и профессионального образования, подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих для инновационной промышленности, здравоохранения, высокотехнологичной медицинской помощи, средств культуры и досуга достигается стимулированием человека к творческой самореализации.
Первостепенную роль здесь играет культура и история России, возрождение и сохранение нравственности, духовное, военно-патриотическое и гражданское воспитание новых поколений граждан в традициях престижа труда ученого и педагога, молодежного спорта, сохранение культурного и духовного единства, противостояние пересмотру роли и места России в мировой истории.
Сохранение культурного и духовного наследия, доступности для широких слоев населения лучших образцов отечественной и зарубежной культуры, знаний различных вопросов социально-политической, экономической и духовной жизни общества должно обеспечиваться развитием общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды.
Необходима поддержка развития национальных самобытных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей народов Российской Федерации.
Президент РФ, как арбитр в давнем споре между наукой и чиновниками, дал понять, что вопросы общего образования, культуры, молодежной политики — не сфера коммерческих услуг, а пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России. Быть патриотом, по его мнению, значит служить стране. И оберегать уникальный опыт предков и многонационального развития, скрепленного русским народом, русским языком, русской культурой. Данные принципы положены в действующую, принятую в 2001 году государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». У ее истоков имел честь быть автор этих строк.
Возрождение национального сознания происходит на основе единства исторических эпох и неразрывности тысячелетней истории, исторической ратной памяти Отечества. Поддержание боевого духа Вооруженных Сил РФ строится на традициях, на живой связи истории, возрождении имен прославленных полководцев, воинских частей и соединений прошлых лет. Удар по боеспособности ВС нанесла не только коррупция и непродуманность реформы. Главным направлением была сознательная борьба реформаторов с многовековыми армейскими и флотскими традициями, в которой победу одержал дух офицера -носителя устоев государства. Для триумвирата Сердюкова, Макарова и Панкова офицеры были «зелеными человечками», подлежащими увольнению, наказанию или посмертному награждению. Безразличие проявилось даже к подвигу моряков атомной подводной лодки «Екатеринбург», выгрузивших в зоне пожара боевые торпеды из торпедных аппаратов, спасших и корабль, и страну от нового Чернобыля.
Технологическая безопасность
Страна, которая не может пробиться в круг создателей новых новаторских технологий обречена, предупреждает Президент РФ. Стратегическая цель развития России, поставленная еще в 2009 году, — обеспечение технологической безопасности.
Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад и несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных технологий, отставание в важнейших областях информатизации, телекоммуникаций и связи, банковской системы и финансового сектора.
Что отличает последующий новый технологический уклад от прошлого? Это тип траектории индустриального развития: догонной, для советского опыта и опережающей — для новой индустриализации, проектирующей будущий результат с учетом прогресса в различных сферах знания. Но эти знания должны стать в значительной мере обобществленными и направляться к реализации новых проектов правительством профессионалов, а не полуграмотных бездельников.
В наследство от СССР нам достался нормативный план-прогноз. Сегодня главную роль играет поисковый прогноз возникновения новых междисциплинарных связей и направлений развития научных сфер. Необходимо формирование системы научного и технологического прогнозирования и реализации научных и технологических приоритетов, стимулирования и поддержки инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью, развития перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.
Одним из главных направлений на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность, энергосберегающие технологии, а также использование экологически чистых альтернативных источников энергии.
Национальную безопасность в сфере здравоохранения обеспечивает инновационное развитие и поддержка перспективных технологий, разработок в области фармацевтики, биотехнологий и нанотехнологий.
В Послании Президента ставится задача обновления промышленности, развития науки и технологий, формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований, биотехнологий, генной инженерии, информационных технологий, освоения инжиниринга и промышленного дизайна, упорядочения гособоронзаказа и модернизации ОПК, укрепления позиций в космосе, возрождения авиа- судо- и приборостроения. Здесь требуется искусство «раздышать» технологически, с учетом послевоенного опыта СССР, военную промышленность с использованием эффекта «спин-офф» для ее перевода в гражданское русло.
Интеллектуальной платформой для прорыва на рынке высоких технологий должен стать прогноз научно-технологического развития и запуск аналога американского ДАРПА — фонда перспективных исследований.
Из Послания Президента РФ можно сделать вывод о полном несоответствии инновационной системе России ФЗ «Об образовании в РФ». Для этих целей необходим законодательный акт типа ФЗ «О соревнующейся Америке» (см. «Экспертный союз» №6, декабрь 2012г.) с программной структурой прямого действия, где четкие предписания, точечный контроль и ответственность за реализацию государственной научно-технической и образовательной политики не требуют дополнительных подзаконных актов. В данном законе воплощен механизм разрешения проблем, имеющих место в РФ. Это, в том числе, приоритет научно-методической вооруженности учителя, раскрывающего талант и эвристические данные учащихся, ведущего их подготовку к инновационной деятельности и изобретательству. Прогноз демографии и этногенеза позволил Конгрессу США встать на путь подъема слабых региональных, «неблагополучных» школ с учащимися из этнических меньшинств и семей с низким доходом, до уровня лучших по стране.
И здесь мы имеем дело с ситуацией, когда заимствование с Запада будет действительно полезным. Где бы еще позаимствовать разумных депутатов?
ДОРОЖНАЯ КАРТА НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ?
О.Л. Сергеев, к-т техн. наук, эксперт Всероссийского фонда образования
Бич невежества
Доход стран, производящих интеллектуальный продукт в 5 раз выше по сравнению со странами, собирающими продукт конечный.
Из Послания Президента РФ Федеральному собранию следует вывод: страны, победившие в борьбе за человеческие ресурсы, за интеллект будут владеть всеми мировыми природными ресурсами, включая металлы, нефть и газ. Сегодня очевидно: одним из наиболее опасных источников угроз национальной безопасности является отставание в развитии передовых технологических укладов.
Курс на инвестиции в развитие человеческого капитала проложен Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года — официально признанной системой приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Важнейшими системными приоритетами Стратегии служат наука, технологии, образование, здравоохранение и культура.
Меры нормативной правовой поддержки реализации настоящей Стратегии обязывают органы государственной власти принимать решения строго соответствующие ее статусу и целям. На практике все обстоит иначе. Авантюризм, технологическое и аппаратное невежество, высокомерное отношение к профессионализму создают долгосрочные «черные дыры» в экономике России. Примеров удручающе много — от ЕГЭ «для биороботов» до перевода Главкомата ВМФ в город на Неве. Кстати, билет в одну сторону стоил 26 млрд. руб. Однако вскоре выяснилась правота профессионалов: управлять флотом из Санкт-Петербурга не представляется возможным.
Недавно, вопреки протестам 40 тысяч профессионалов, Госдума приняла ФЗ «Об образовании в РФ», что несет прямую угрозу технологической безопасности России. Симптомы тревожные, так как Госдума, рассматривая законодательные акты о национальной безопасности, фактически забывает о Стратегии и других решениях исполнительной власти. Есть надежда, что на память законодателей сможет благотворно повлиять ежегодное Послание Президента РФ. Если, конечно, его тоже не забудут…
Опора на регионы
Локомотивом роста благосостояния граждан РФ должна стать национальная инновационная система, способная аккумулировать к 2020 году 20 млн. рабочих мест в территориально-промышленных районах Юга и Поволжья, Урала и в Сибири, Дальнего Востока и других регионах страны. Очевидно, что прервать прогрессирующую трудонедостаточность может только приток новых сил — умных, образованных и трудолюбивых. Где же их взять после столь долгой деградации фундаментальных основ социального государства?
Президент РФ видит решение проблемы в развитии региональной экономики, социальной сферы, культурного потенциала, включая выравнивание бюджетной обеспеченности, распределения потока мигрантов, исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах. Сбалансированное пространственное развитие страны предполагает децентрализацию управления и обеспечение экономической самостоятельности регионов, новую географию экономического роста, новые центры промышленности, образования и науки.
Сглаживание дисбалансов территориального развития регионов возможно при усилении интеграции науки, образования и высокотехнологичной промышленности, умного противодействия угрозам в этих сферах деятельности. Данные процессы определяют тренд роста качества жизни, доступность современного образования и здравоохранения, высокую социальную мобильность граждан и значимость трудовой занятости, эффективность трудовых ресурсов, интеллектуальный потенциал инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава.
Следует отметить, что в нарушение Стратегии, интеграционные процессы, имеющие ключевое значение для инновационного развития страны, не рассматриваются в новом Федеральном законе «Об образовании в РФ»
Утрата критических технологий, инженерных и научных школ, опыта рабочих-профессионалов происходит в отсутствие притока молодых специалистов специальной сферы, врачей и учителей, ученых и инженеров из-за нерешенности жилищного вопроса. В Послании поставлена задача расширения ввода в эксплуатацию доступного жилья экономкласса и возможностей арендного жилья.
Признается факт, что получить качественное образование и медицинскую помощь можно только в крупных городах. Чтобы устранить это неравенство ставится задача возродить генератор развития, — провинциальную интеллигенцию, обеспечить приоритет сильного, одаренного учителя и поддержки региональных вузов.
Президент указал на порочность практики львиной доли затрат на вузы в Москве и Санкт-Петербурге, когда их выпускники работают в шаговой доступности от альма-матер, как правило, не по специальности.
Остановить запущенный ЕГЭ маховик угрозы национальной безопасности при дерегионализации вузов призвана современная федеральная контрактная система и система государственного заказа на подготовку специалистов для работы в сфере науки и образования.
Интеллектуальное возрождение провинции должно происходить через профессиональные сообщества: медицинских работников, педагогов, ученых и работников культуры, при формировании каждой организацией указанной направленности программы кадрового обновления.
Конкуренция в глобальном мире
Президент РФ в очередной раз повторил тезис о том, что в одиночку никто не может решить глобальные проблемы в экономике и политике, что требует придать глобальный характер качественному образованию на русском языке, расширить присутствие России в мировом гуманитарном, информационном и культурном пространстве, и войти в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему ВВП.
Интеллектуальный прорыв РФ на рынке креативных услуг требует участия российских научных и научно-образовательных организаций в глобальных технологических и исследовательских проектах. Этой цели служит многостороннее международное сотрудничество, возрождение имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой.
Аккумулирование интеллектуальных ресурсов включает: предоставление российского гражданства соотечественникам — носителям русского языка и культуры; поддержка изучения русского языка в странах СНГ и других государствах с зачислением их лучших представителей в ведущие вузы РФ; создание условий для работы и карьерного роста многодетным женщинам — матерям, в том числе за счет развертывания дошкольных учреждений.
Этой же цели служит вовлечение в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проведение миграционной политики, обеспечивающей баланс интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий.
С повышением конкурентоспособности общего и профессионального образования, специалистов высшей квалификации связано поручение Президента создать систему публичного мониторинга качества медицины, образования, научных результатов, востребованности учреждений культуры, с привлечением профессионалов, лучшего международного опыта и СМИ для освещения идущим в этих сферах преобразований.
Отводится 2 года на разработку и внедрение национальной системы качества профессионального образования, что актуально в связи со скандальным рейтингом вузов, установленным Минобрнауки без оценки главного критерия — содержания образования и принятого во всем мире показателя «стоимость — эффективность» научной работы.
К проблемным следует отнести НИУ ВШЭ с ежегодным доходом 4 млрд. руб. и на два порядка большими потерями государства — заказчика провальных проектов, в том числе административной реформы. Приватизированный у знаменитой Высшей школы КГБ бренд «Вышка», не подтверждается качеством выпускников, прорывом в технологиях образования и содержанием «экспертных» рекомендаций ВШЭ Президенту и Правительству.
На достижение интеллектуальной конкурентоспособности направлены следующие поручения Президента РФ:
— обновить содержание образования при сохранении традиций и преимуществ, в том числе в фундаментальном математическом образовании, значения качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий, формирующих личность;
— подготовить программу полноценного развития в школе современного воспитательного компонента, так как обучение без воспитания бессмысленно;
— обеспечить развитие детского художественного и технического творчества в различных доступных формах.
Указанные поручения создают условия для прогресса развивающей системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования.
Против течения
Театр начинается с вешалки, а абсурдный законопроект с концепции. В концепции ФЗ «Об образовании в РФ», одобренной думским большинством при наличии 40 тысяч замечаний и предложений, понятия «воспитание» и «содержание образования» отсутствуют вообще!
Чтобы закрыть этот пробел при скудных представлениях о ключевых понятиях председатель Комитета ГД по образованию Григорий Балыхин нашел простое решение сложной проблемы — перенести, при равнозначности, на первое место воспитание, а на второе — обучение. Формальный результат такого решения — невыполнение поручения Президента РФ.
Перефразируя незабвенного Бориса Грызлова, Дума — не научный центр для исследований 40 тысяч мнений профессионалов, превосходящих по компетенции разработчиков законопроекта и депутатов. Трудно согласиться с прдложением «спра-воросса» Виктора Шудегова о возвращении законопроекта к первому чтению. Документ столь «выдающихся качеств» следовало просто отозвать из Думы.
Внутренняя энергия нации
Стратегическую задачу духовной мобилизации Президент РФ сформулировал так: «Кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет самостоятельность, — будет зависеть не только от экономического потенциала, но, прежде всего, от воли каждой нации, от ее внутренней энергии. Как говорил Лев Гумилев, от пассионарности к движению вперед, к переменам».
Мотивация качества общего и профессионального образования, подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих для инновационной промышленности, здравоохранения, высокотехнологичной медицинской помощи, средств культуры и досуга достигается стимулированием человека к творческой самореализации.
Первостепенную роль здесь играет культура и история России, возрождение и сохранение нравственности, духовное, военно-патриотическое и гражданское воспитание новых поколений граждан в традициях престижа труда ученого и педагога, молодежного спорта, сохранение культурного и духовного единства, противостояние пересмотру роли и места России в мировой истории.
Сохранение культурного и духовного наследия, доступности для широких слоев населения лучших образцов отечественной и зарубежной культуры, знаний различных вопросов социально-политической, экономической и духовной жизни общества должно обеспечиваться развитием общей гуманитарной и информационно-телекоммуникационной среды.
Необходима поддержка развития национальных самобытных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных культурных связей народов Российской Федерации.
Президент РФ, как арбитр в давнем споре между наукой и чиновниками, дал понять, что вопросы общего образования, культуры, молодежной политики — не сфера коммерческих услуг, а пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России. Быть патриотом, по его мнению, значит служить стране. И оберегать уникальный опыт предков и многонационального развития, скрепленного русским народом, русским языком, русской культурой. Данные принципы положены в действующую, принятую в 2001 году государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». У ее истоков имел честь быть автор этих строк.
Возрождение национального сознания происходит на основе единства исторических эпох и неразрывности тысячелетней истории, исторической ратной памяти Отечества. Поддержание боевого духа Вооруженных Сил РФ строится на традициях, на живой связи истории, возрождении имен прославленных полководцев, воинских частей и соединений прошлых лет. Удар по боеспособности ВС нанесла не только коррупция и непродуманность реформы. Главным направлением была сознательная борьба реформаторов с многовековыми армейскими и флотскими традициями, в которой победу одержал дух офицера -носителя устоев государства. Для триумвирата Сердюкова, Макарова и Панкова офицеры были «зелеными человечками», подлежащими увольнению, наказанию или посмертному награждению. Безразличие проявилось даже к подвигу моряков атомной подводной лодки «Екатеринбург», выгрузивших в зоне пожара боевые торпеды из торпедных аппаратов, спасших и корабль, и страну от нового Чернобыля.
Технологическая безопасность
Страна, которая не может пробиться в круг создателей новых новаторских технологий обречена, предупреждает Президент РФ. Стратегическая цель развития России, поставленная еще в 2009 году, — обеспечение технологической безопасности.
Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывают отставание в переходе в последующий технологический уклад и несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных технологий, отставание в важнейших областях информатизации, телекоммуникаций и связи, банковской системы и финансового сектора.
Что отличает последующий новый технологический уклад от прошлого? Это тип траектории индустриального развития: догонной, для советского опыта и опережающей — для новой индустриализации, проектирующей будущий результат с учетом прогресса в различных сферах знания. Но эти знания должны стать в значительной мере обобществленными и направляться к реализации новых проектов правительством профессионалов, а не полуграмотных бездельников.
В наследство от СССР нам достался нормативный план-прогноз. Сегодня главную роль играет поисковый прогноз возникновения новых междисциплинарных связей и направлений развития научных сфер. Необходимо формирование системы научного и технологического прогнозирования и реализации научных и технологических приоритетов, стимулирования и поддержки инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью, развития перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.
Одним из главных направлений на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность, энергосберегающие технологии, а также использование экологически чистых альтернативных источников энергии.
Национальную безопасность в сфере здравоохранения обеспечивает инновационное развитие и поддержка перспективных технологий, разработок в области фармацевтики, биотехнологий и нанотехнологий.
В Послании Президента ставится задача обновления промышленности, развития науки и технологий, формирования системы целевых фундаментальных и прикладных исследований, биотехнологий, генной инженерии, информационных технологий, освоения инжиниринга и промышленного дизайна, упорядочения гособоронзаказа и модернизации ОПК, укрепления позиций в космосе, возрождения авиа- судо- и приборостроения. Здесь требуется искусство «раздышать» технологически, с учетом послевоенного опыта СССР, военную промышленность с использованием эффекта «спин-офф» для ее перевода в гражданское русло.
Интеллектуальной платформой для прорыва на рынке высоких технологий должен стать прогноз научно-технологического развития и запуск аналога американского ДАРПА — фонда перспективных исследований.
Из Послания Президента РФ можно сделать вывод о полном несоответствии инновационной системе России ФЗ «Об образовании в РФ». Для этих целей необходим законодательный акт типа ФЗ «О соревнующейся Америке» (см. «Экспертный союз» №6, декабрь 2012г.) с программной структурой прямого действия, где четкие предписания, точечный контроль и ответственность за реализацию государственной научно-технической и образовательной политики не требуют дополнительных подзаконных актов. В данном законе воплощен механизм разрешения проблем, имеющих место в РФ. Это, в том числе, приоритет научно-методической вооруженности учителя, раскрывающего талант и эвристические данные учащихся, ведущего их подготовку к инновационной деятельности и изобретательству. Прогноз демографии и этногенеза позволил Конгрессу США встать на путь подъема слабых региональных, «неблагополучных» школ с учащимися из этнических меньшинств и семей с низким доходом, до уровня лучших по стране.
И здесь мы имеем дело с ситуацией, когда заимствование с Запада будет действительно полезным. Где бы еще позаимствовать разумных депутатов?
Рубрики
Подписаться на новости