Проблемы и вызовы новой индустриализации исторический опыт и подходы к реализации промышленной политики

30 апреля, 2019 нет комментериев

Промышленная политика требует знаний.

Разговоры о  необходимости «новой индустриализации» в  последнее время стали мейнстримом. 13  октября 2014  г. состоялись парламентские слушания по  проекту Федерального закона «О  промышленной политике в Российской Федерации», разработанного Министерством промышленности и  торговли Российской Федерации. Документ принят Государственной Думой в первом чтении. Главной задачей закона должно стать закрепление правовых механизмов регулирования промышленной деятельности, для чего необходимо будет зафиксировать принципы промышленной политики и  создать механизмы их учета в отраслевых нормативно-правовых актах.

Инициаторы принятия этого закона утверждают, что формирование и  реализация промышленной политики необходимы для обеспечения устойчивого социально-экономического развития общества, и  спорить с  этим трудно, если вообще возможно. Тем не менее, и выбор направлений промышленной политики и  механизмы ее реализации могут и  должны быть предметом дискуссии, к которой следует привлечь не только государственных чиновников и  корпоративных лоббистов, но и научное и экспертное сообщества.

В числе прочего, закон декларирует курс на  импортозамещение в  отечественной промышленности, создание Совета по  промышленной политике при Президенте РФ, основание Фонда поддержки промышленности, а также единой информационной системы промсектора для формирования картины планов и потребностей предприятий.

Однако, сам по  себе закон представляет собой рамочный документ, по  мнению самих законодателей, требующий тщательной проработки. Она должна коснуться, в  частности, плана определения необходимых и  адекватных мер по  обеспечению того самого импортозамещения. Безоглядное и  непродуманное замещение импортной продукции отечественными товарами может привести к необоснованному росту издержек, а  также снижению качества продукции российской промышленности и  повлиять на снижение стимулов к созданию конкурентоспособных товаров местными предприятиями.

Добавлю, что никакие амбициозные планы промышленной политики не могут быть реализованы без вовлечения в  промышленную деятельность профессиональных и  ответственных менеджеров, ученых, квалифицированных инженеров и рабочих, которых, в свою очередь, необходимо стимулировать к  постоянному и  систематическому повышению своих профессиональны навыков и знаний.

В русле здравого смысла

Думаю, все согласятся с  тем, что, поскольку производственная деятельность осуществляется на  долгосрочной основе и  требует значительных инвестиций, то в основу промышленной политики должен быть положен принцип приоритета долгосрочных, стратегических интересов над краткосрочными. Однако ложное понимание этих долгосрочных интересов приведет к ошибочному целеполаганию, тем более рискованному в  ситуации, когда ресурсы, планируемые к вовлечению в  промышленный оборот имеют тенденцию к сокращению. К слову, одним из  последствий принятия некорректных решений в  области импортозамещения может стать необоснованное перемещение ресурсов из  экспортно-ориентированных отраслей в импортозамещающие.

Здравый смысл требует отнестись критически ко  всякого рода заявлениям в духе теорий Кейнса восьмидесятилетней давности, согласно которым (заявлениям, а  не теории) всякое расходование средств на  производство есть благо само по  себе, поскольку обеспечивает увеличение внутреннего продукта. Бессмысленное увеличение ВВП также легко может обернуться грандиозными издержками на  эксплуатацию никому не нужного производства или расходами на  утилизацию товаров, не находящих сбыта.

Нам часто приходится слышать рассуждения о  том, что вложение средств в  промышленное производство обеспечит быстрый экономически рост само по  себе и  позволит преодолеть последствия «войны санкций». Однако такие инвестиции не могут быть сделаны без всесторонней оценки сильных и  слабых сторон любого проекта, возможностей и  угроз со  стороны конкурентной среды, в  которой он будет реализован, а  также оценки альтернативных издержек на  реализацию такого проекта. Вкладывая средства в  промышленное развитие, мы на  определенный период (до  того, как созданный нами промышленный комплекс произведет тот объем продукции, реализация которого на  рынке принесет нам ожидаемые доходы), фактически блокируем возможность использования вложенных средств в  других проектах, сознательно упуская возможность использования этих средств иным образом. Такого рода издержки и риски также нуждаются в учете и осмыслении.

Нельзя упускать из  виду и  фактор времени. Еще на  протяжении двадцатого столетия технологии конвейерного производства не слишком отличались друг от  друга на  протяжении десятилетий, что позволило автомобильным заводам СССР практически до начала 90 х выпускать свою продукцию на  технологических линиях довоенного «Опеля». Но в наше время технологии порой устаревают быстрее, чем успевают получить образование инженеры! Нужна интеллектуальная гибкость и  тесное взаимодействие с  прикладной наукой в режиме нон-стоп.

«Правильные» слова для «правильных» дел

Вообще, я считаю, что для обеспечения действительной, а не мнимой индустриализации, мы должны на уровне тезауруса отказаться от  терминов «» и  «импортозамещение», а говорить о научной концепции «достижения максимально возможного полезного эффекта при затрате минимально возможных человеческих и  финансовых ресурсов».

Такой подход предполагает, что до  запуска любого крупного промышленного проекта должны быть тщательно изучены и  проанализированы все возможные альтернативные варианты и  выбран наиболее эффективный. Эти варианты должны включать системный, научный анализ не только технологий, доступных для реализации поставленной цели, но  и  географического положения, которое должно быть выбрано, исходя из  позиций транспортной доступности, критической массы трудовых ресурсов, необходимых для запуска проекта и его поддержания в эксплуатации, а также затрат на тепло и энергию.

Кроме того, успешная индустриализация и  высокая производительность труда невозможны без высококвалифицированных рабочих, соответствующего обеспечения их социальных и  экономических потребностей. Инвестиции в  образование стимулируют индустриализацию не в  меньшей степени, чем эквивалентное инвестирование в  промышленное оборудование, поскольку в руках неквалифицированных и немотивированных рабочих даже самое лучшее оборудование очень скоро может стать бесполезным.

Забытый урок экономической географии

Слушая рассуждения некоторых специалистов, жонглирующих термином «промышленная политика» в  сочетании с мантрой о беспроцентных кредитах и государственных инвестициях, бывает трудно отделаться от ощущения, что представления этих людей о промышленном производстве и  бизнесе сформированы исключительно фильмом «Время, вперед!» и фотоиллюстрациями журнала «СССР на стройке».

Однако специалисты знают, что в  свое время главным аргументом в пользу строительства крупнейшего в мире металлургического комбината в Магнитогорске стал факт наличия в  этом месте крупнейшего на  тот момент в  стране месторождения железной руды. При этом строительство, восторженно описанное в  книгах и  кинолентах, было начато без вдумчивого анализа объёмов залежей в этом районе, качества этой руды, доступности трудовых ресурсов, затрат, связанных с  транспортировкой руды, а  также возможностей обеспечить приемлемые жизненные условия для рабочих. Критики проекта (в конце 1920х такая критика еще была возможна) отмечали, что вблизи будущего города Магнитогорска нет запасов угля, так что с  самого начала топливо для прожорливых доменных печей придется доставлять по  железной дороге. А  поскольку никто не знал точных запасов местного железорудного месторождения, было весьма вероятно, что в  перспективе руду, как и  уголь, придется привозить издалека (именно так впоследствии и произошло).

Принято считать, что инициаторы строительства Магнитки ориентировались на  опыт США, однако взгляд на  карту из  атласа экономической географии позволит нам убедиться в  том, что в  Северной Америке того времени сталелитейные предприятия были построены не вблизи богатых месторождений железной руды — в  МесабиРейндж в  Миннесоте или в  МаркеттРейндж в  Мичигане, а  в  сотнях миль от  этих мест — в  Детройте, Гэри, Кливленде и  Питтсбурге. Это объяснялось тем, что в  данных городах имелись соответствующие трудовые ресурсы. Кроме того первые три из них связаны с местами добычи руды удобными и  дешевыми водными коммуникациями, а  последний расположен вблизи крупных залежей угля.

В итоге затраты на возведение города Магнитогорска и  нового металлургического комбината оказались чрезвычайно велики, а Магнитогорск и сегодня остается одним из  крупнейших в  мире металлургических комбинатов, который, однако, вынужден издалека транспортировать сырье — уголь и  железную руду, что, безусловно, сказывается на  его экономической эффективности и конкурентоспособности.

Данный исторический пример приведен мной для иллюстрации тезиса о  том, что реализация промышленной политики на основе исключительно политических соображений, в  отрыве от  экспертного, научного и  экономического анализа, не только не принесет ожидаемых плодов, но и вступит в прямое противоречие с  долгосрочными стратегическими интересами государства.

И. В. Климова,

Председатель совета директоров

ФПГ «Минеральные ресурсы»  

ОТ РЕДАКЦИИ. Авторский взгляд Ирины Владимировны Климовой на проблему воплощения благих пожеланий промышленной политики в реальность промышленной деятельности интересен не только позитивной аргументацией, но и своеобразным внутренним противоречием. Начиная с утверждения высшей роли профессионалов в выработке промышленной политики, автор вдруг предлагает отказаться от самого этого термина «на уровне тезауруса». Аргумент  избыточная политизация легко превращает любое полезное дело в цирк абсурда. Отмечено верно, но едва ли запрещение каких-либо слов избавит нас от абсурдности действий тех, кто по-прежнему пытается решать профессиональные проблемы без профессионалов. Так авторы «ЭС» неоднократно анализировали цирковую эквилибристику экономического блока правительства и центробанка, результаты «работы» которых над модернизацией российской экономики мы сейчас так рельефно ощущаем. Не думаю, что запрещение терминов «налоговая политика», «тарифная политика» и «кредит» как-то помогло бы… Скорее, мы просто имеем дело с людьми, в руках которых любая политика становится опасной для ее объекта. Промышленная  опасна для промышленности, социальная  для общества. Тяжелейшая проблема депрофессионализации власти имеет отношение к еще одной политике  кадровой. Здесь, похоже, действительно была сделана попытка избавиться от нее «на уровне тезауруса». А результаты не радуют.

Александр Пылаев,

редактор «ЭС»

Добавить комментарий