В последнее время вопросы производительности труда вновь оказались в фокусе внимания чиновников и СМИ в связи с озвученной информацией Организации экономического сотрудничества и развития. Что может мотивировать россиян к эффективной работе в промышленном секторе? Согласно расчетам экспертов ОЭСР средний трудящийся в России за один человеко-час производит продукции без малого на 26 долларов. В то время как средний показатель по странам еврозоны приближается к 56 долларам, а американский превышает $67. Однако в самих США ни экономисты, ни работодатели не считают производительность труда удовлетворительной. Да, американский рабочий трудится интенсивно и эффективно, однако производительность его труда растет, по американским меркам крайне медленно — за последние 5 лет она увеличивалась примерно на 0,4% в год. И это несмотря на то, что компьютеры, смартфоны, мобильная связь действительно серьезно изменили нашу жизнь, однако инновационные прорывы минувшего десятилетия пока не нашли отражения на рынке, и в первую очередь — на рынке труда.
Утверждение о том, что грядущая «волна цикла Кондратьева» сформирует спрос на специалистов в биологии, медицине, генной инженерии и т. д. Работодатели, похоже, думают иначе. число инженеров в нефтяной, горнодобывающей, геологической сферах в 2013–2014 годах выросло на 77% по сравнению с 2006–2007м. Одновременно спрос на химиков, биологов, медиков и материаловедов сократился на 1,5%.
Объективные причины упадка
В то же самое время в технических вузах в России формально, обучается около 1 миллиона человек, которые выпускают до 200 тысяч специалистов ежегодно. Однако не стоит забывать, что сейчас практически в каждом техническом университете в стране есть факультеты управления, экономики и юриспруденции. В целом же, ежегодно российская промышленность пополняется лишь 50–60 тысячами инженеров и специалистов, многие из которых на производстве не задерживаются. Реально же количество технических специалистов еще меньше, поскольку в статистику часто включаются выпускники технических вузов, не получивших техническое профильное образование.
В наследие от Советского Союза России досталось несколько десятков профильных вузов, занимающихся подготовкой инженеров-металлургов. Сейчас их около 40 и среди них нет частных высших учебных заведений. После кризиса середины 1990х годов, в конце 1990х — начале 2000х годов студенты опять потянулись в индустриальные вузы, численность студентов буквально за несколько лет выросла более чем в 1,5 раза. Достигнув к середине 2000х порядка 25 тысяч человек, она стабилизировалась. Таким образом, в конце 2000х в России вузы ежегодно будут заканчивать 5 тысяч инженеров-металлургов — важнейший кадровый источник растущей металлургической отрасли страны. Сейчас в цветной и черной металлургии в России занято около 1,2 миллиона человек, из которых высшее образование имеют около 100 тысяч человек.
Прогнозируется, что к 2020 году число выпускников вузов в силу естественных демографических причин снизится в почти 2 раза (численность населения возрастной группы 15–19 лет в 2007 году составляла чуть более 11 миллионов человек, 10–14 лет — уже 7,3 миллиона человек, а 5–9 лет — 6,4 миллиона).
Без рабочих
Ситуация в начальном и среднем профессиональном образовании выглядит еще хуже. Если в 2000 году ПТУ закончили 762 тысячи человек, то в 2010–580 тысяч. За этот же период количество учащихся в средних профессиональных учреждениях сократилось с 2,36 до 2,14 миллионов человек. Серьезные сокращения произошли в очной сфере — количество учащихся снизилось за 10 лет с 1,78 до 1,58 миллионов человек. В целом же, общее число студентов вузов почти в 2,5 раза превышает количество людей, получающих среднее и начальное профессиональное образование.
Однако тут важна не только численность обучаемых, но и их будущая специальность. Большая часть студентов ПТУ и техникумов — это далеко не будущие кадры для индустрии. Эти образовательные учреждения сейчас готовят преимущественно бухгалтеров, экономистов, экологов, строительных рабочих, поваров, менеджеров и так далее вплоть до чистых гуманитариев.
При том, что в структуре занятых доля лиц с начальным профессиональным образованием (НПО) на протяжении последних лет увеличивалась, в экономике достаточно остро ощущалась нехватка квалифицированных рабочих кадров. Привлечение мигрантов (в том числе нелегальных), которое шло все более интенсивно, проблемы не решало, поскольку они в основном используются на рабочих местах, требующих тяжелого, неквалифицированного труда. Крупный бизнес постепенно стал фактически включать учебные заведения НПО в свои структуры, вкладывать значительные средства в подготовку рабочих. Однако такая политика не может быть реализована предприятиями среднего, а особенно малого, бизнеса: они не имеют на это необходимых ресурсов. Кроме того, подростки, которые оканчивают учебные заведения НПО в возрасте 17–18 лет, практически сразу уходят служить в армию, поэтому у обучающихся нет мотивации к полноценной учебе, к получению востребованной рынком профессии.
Мотивация к результату
Но вернемся к проблемам высшего технического образования. Индикатором положения дел в этой области может служить состояние дел в «физических» вузах. Российские физики (как и математики) традиционно считались в числе сильнейших в мире. К примеру, именно физика в последние годы давала России наибольшее число нобелевских лауреатов. Среди них — Андрей Гейм и Константин Новосёлов в 2010 году (оба работают в Великобритании), Алексей Абрикосов (работает в США) и Виталий Гинзбург в 2003 году, Жорес Алфёров в 2000 году. В списке ведущих 50 физических вузов мира составляемом компанией Thomson Reuters российские научные центры в настоящее время отсутствуют. Зато в том же рейтинге лучших физических вузов у американцев — 27 из 50, ещё 8 — у англичан.
При этом ни у кого нет сомнений в высоком интеллектуальном потенциале российских изобретателей и инженеров. Однако успех конкретной технологии, который обычно означает получение прибыли в условиях конкурентного рынка, происходит за стенами исследовательских лабораторий, в социальной и экономической общественной среде, в среде бизнеса.
Для того, чтобы мотивировать россиян на работу в промышленном, производственном, научном секторе, наладить отбор идей, имеющих коммерческий потенциал, необходимо наличие ряда поддерживающих факторов: экономических, юридических, организационных, политических. Общество должно ценить такие качества, как способность к изобретению и практичность. Экономическая система должна обеспечивать инвестиционные возможности. Законодательная система — защищать интеллектуальную собственность и вознаграждать изобретателей. Но от практической реализации положений этой триады успеха мы пока находимся далеко. Теряем время.
Триада успеха
В ожидании инженеров
В последнее время вопросы производительности труда вновь оказались в фокусе внимания чиновников и СМИ в связи с озвученной информацией Организации экономического сотрудничества и развития. Что может мотивировать россиян к эффективной работе в промышленном секторе? Согласно расчетам экспертов ОЭСР средний трудящийся в России за один человеко-час производит продукции без малого на 26 долларов. В то время как средний показатель по странам еврозоны приближается к 56 долларам, а американский превышает $67. Однако в самих США ни экономисты, ни работодатели не считают производительность труда удовлетворительной. Да, американский рабочий трудится интенсивно и эффективно, однако производительность его труда растет, по американским меркам крайне медленно — за последние 5 лет она увеличивалась примерно на 0,4% в год. И это несмотря на то, что компьютеры, смартфоны, мобильная связь действительно серьезно изменили нашу жизнь, однако инновационные прорывы минувшего десятилетия пока не нашли отражения на рынке, и в первую очередь — на рынке труда.
Утверждение о том, что грядущая «волна цикла Кондратьева» сформирует спрос на специалистов в биологии, медицине, генной инженерии и т. д. Работодатели, похоже, думают иначе. число инженеров в нефтяной, горнодобывающей, геологической сферах в 2013–2014 годах выросло на 77% по сравнению с 2006–2007м. Одновременно спрос на химиков, биологов, медиков и материаловедов сократился на 1,5%.
Объективные причины упадка
В то же самое время в технических вузах в России формально, обучается около 1 миллиона человек, которые выпускают до 200 тысяч специалистов ежегодно. Однако не стоит забывать, что сейчас практически в каждом техническом университете в стране есть факультеты управления, экономики и юриспруденции. В целом же, ежегодно российская промышленность пополняется лишь 50–60 тысячами инженеров и специалистов, многие из которых на производстве не задерживаются. Реально же количество технических специалистов еще меньше, поскольку в статистику часто включаются выпускники технических вузов, не получивших техническое профильное образование.
В наследие от Советского Союза России досталось несколько десятков профильных вузов, занимающихся подготовкой инженеров-металлургов. Сейчас их около 40 и среди них нет частных высших учебных заведений. После кризиса середины 1990х годов, в конце 1990х — начале 2000х годов студенты опять потянулись в индустриальные вузы, численность студентов буквально за несколько лет выросла более чем в 1,5 раза. Достигнув к середине 2000х порядка 25 тысяч человек, она стабилизировалась. Таким образом, в конце 2000х в России вузы ежегодно будут заканчивать 5 тысяч инженеров-металлургов — важнейший кадровый источник растущей металлургической отрасли страны. Сейчас в цветной и черной металлургии в России занято около 1,2 миллиона человек, из которых высшее образование имеют около 100 тысяч человек.
Прогнозируется, что к 2020 году число выпускников вузов в силу естественных демографических причин снизится в почти 2 раза (численность населения возрастной группы 15–19 лет в 2007 году составляла чуть более 11 миллионов человек, 10–14 лет — уже 7,3 миллиона человек, а 5–9 лет — 6,4 миллиона).
Без рабочих
Ситуация в начальном и среднем профессиональном образовании выглядит еще хуже. Если в 2000 году ПТУ закончили 762 тысячи человек, то в 2010–580 тысяч. За этот же период количество учащихся в средних профессиональных учреждениях сократилось с 2,36 до 2,14 миллионов человек. Серьезные сокращения произошли в очной сфере — количество учащихся снизилось за 10 лет с 1,78 до 1,58 миллионов человек. В целом же, общее число студентов вузов почти в 2,5 раза превышает количество людей, получающих среднее и начальное профессиональное образование.
Однако тут важна не только численность обучаемых, но и их будущая специальность. Большая часть студентов ПТУ и техникумов — это далеко не будущие кадры для индустрии. Эти образовательные учреждения сейчас готовят преимущественно бухгалтеров, экономистов, экологов, строительных рабочих, поваров, менеджеров и так далее вплоть до чистых гуманитариев.
При том, что в структуре занятых доля лиц с начальным профессиональным образованием (НПО) на протяжении последних лет увеличивалась, в экономике достаточно остро ощущалась нехватка квалифицированных рабочих кадров. Привлечение мигрантов (в том числе нелегальных), которое шло все более интенсивно, проблемы не решало, поскольку они в основном используются на рабочих местах, требующих тяжелого, неквалифицированного труда. Крупный бизнес постепенно стал фактически включать учебные заведения НПО в свои структуры, вкладывать значительные средства в подготовку рабочих. Однако такая политика не может быть реализована предприятиями среднего, а особенно малого, бизнеса: они не имеют на это необходимых ресурсов. Кроме того, подростки, которые оканчивают учебные заведения НПО в возрасте 17–18 лет, практически сразу уходят служить в армию, поэтому у обучающихся нет мотивации к полноценной учебе, к получению востребованной рынком профессии.
Мотивация к результату
Но вернемся к проблемам высшего технического образования. Индикатором положения дел в этой области может служить состояние дел в «физических» вузах. Российские физики (как и математики) традиционно считались в числе сильнейших в мире. К примеру, именно физика в последние годы давала России наибольшее число нобелевских лауреатов. Среди них — Андрей Гейм и Константин Новосёлов в 2010 году (оба работают в Великобритании), Алексей Абрикосов (работает в США) и Виталий Гинзбург в 2003 году, Жорес Алфёров в 2000 году. В списке ведущих 50 физических вузов мира составляемом компанией Thomson Reuters российские научные центры в настоящее время отсутствуют. Зато в том же рейтинге лучших физических вузов у американцев — 27 из 50, ещё 8 — у англичан.
При этом ни у кого нет сомнений в высоком интеллектуальном потенциале российских изобретателей и инженеров. Однако успех конкретной технологии, который обычно означает получение прибыли в условиях конкурентного рынка, происходит за стенами исследовательских лабораторий, в социальной и экономической общественной среде, в среде бизнеса.
Для того, чтобы мотивировать россиян на работу в промышленном, производственном, научном секторе, наладить отбор идей, имеющих коммерческий потенциал, необходимо наличие ряда поддерживающих факторов: экономических, юридических, организационных, политических. Общество должно ценить такие качества, как способность к изобретению и практичность. Экономическая система должна обеспечивать инвестиционные возможности. Законодательная система — защищать интеллектуальную собственность и вознаграждать изобретателей. Но от практической реализации положений этой триады успеха мы пока находимся далеко. Теряем время.
И. В. Климова,
председатель совета директоров
«ФПГ Минеральные ресурсы»
Рубрики
Подписаться на новости