Российская лодка класса HSC с большим запасом хода

25 апреля, 2019 нет комментериев

Опыт, которым можно гордиться

Задача создания российской лодки класса HSC (High Speed Craft) была сформулирована растущими запросами рынка на  недорогие быстроходные всепогодные лодки. Подобные лодки, с  учетом российской специфики, а  именно удручающе неразвитой инфраструктуры обеспечения функционирования моторных и  парусных судов на  внутренних водных путях (ВВП), потребовали таких качеств, как повышенная дальность хода и, соответственно, экономичность. Как известно, общая протяженность только навигационно обустроенных ВВП в  РФ достигает 300 000 км. При этом на наших водных просторах разбросано ничтожное количество организованных стоянок, пунктов сервиса, заправок или просто мест пригодных для безопасной швартовки и  укрытия. Для примера, на  самом большом озере Европы — Ладожском, при длине береговой линии около 1500 км, имеется всего 3  заправки на  воде — две в  южной части и одна на северо-западе озера. Доступные на  рынке моторные катера и  яхты, как импортные, так и  российского производства могут обеспечить плавание в лучшем случае «от  заправки до  заправки», а на практике, вся водная активность осуществляется около мест базирования, куда можно «натаскать» топливо в  канистрах от автозаправок.

srt-22

Компания «КОМПАН МАРИН», занятая в  основном проектированием и производством парусных яхт, в 2003 году получила от  рыбаков и  аквалангистов Дальнего Востока заказ на проектирование и  изготовление быстроходного всепогодного морского катера длиной 6  метров и  дальностью хода не менее 200  морских миль. В результате этой работы появилась лодка, которая теперь именуется RX600, классификации RIB (Rigged Inflatable Boat), т. е. надувная лодка с  жестким днищем, выдержавшая три «издания — модификации» и выпускаемая до сих пор.

Лодка, построенная в  соответствии с  требованиями европейской сертификации по  безопасности CE, обладает запасом хода в 630 миль при 30ти узловом режиме движения и  мореходностью на 40 узлах при 3балльном волнении.

srt-22-2

Стоит отметить, что стандарты  ISO, из  которых собственно и  состоят Правила постройки и  соответствия СЕ, предусматривают полную непотопляемость лодок класса RIB и  сохранение нормального режима движения при повреждении 60% объема надувных баллонов и наличие эффективного пассивного самоотлива кокпита при максимальной загрузке.

Лодка «приглянулась» рыбакам Баренцева моря. Появилась версия, способная ходить в море в декабре, при температуре воздуха –20  и  в  условиях полярной ночи. Далее размер наших RIBов стал только расти, а дальность хода увеличиваться. Так модель RX753  уже получила дальность хода в  700  морских миль, что было подтверждено на практике РИ-Бралли на Балтике из Санкт-Петербурга в Калининград. Лодки прошли без дозаправки 26 ходовых часов, преодолев 1200 км. Кстати, в Калининграде до сих пор нет ни одной заправки на воде для маломерного флота…

Позже появился запрос на  создание 9метровой лодки для Средиземного моря с  дальностью хода в  800  морских миль с  дизельными моторами. Так появилась модель RX850/870. Если при создании предыдущих моделей для достижения повышенной дальности хода и  приемлемой мореходности мы в основном решали задачи гидродинамической оптимизации корпусов, динамической стабильности и  увеличения конструкционной емкости топливных баков, то  при проектировании «средиземноморской» версии, расчеты показали, что без радикального решения задачи снижения сопротивлению движению нам не обойтись. Зарубежные аналоги с  требуемыми характеристиками отсутствовали, или были нам не известны. Из советских разработок, мы могли воспользоваться только опытом создания судов на  каверне и  подводных крыльях. Однако суда на ПК не подходили по эксплуатационным характеристикам, маневренности и ограниченной мореходности, а катера на каверне, как показал ряд экспериментов, теряли свои качества при развитом волнении и, тем более, при движении в режиме слемминга.

Тогда было уделено внимание известному режиму движения с  использованием газовой смазки корпуса для снижения сопротивления подводной части. Хотя готовых разработок, с практическим опытом использования и  набранной статистикой для надводных скоростных судов не нашлось, мы поверили в жизнеспособность идеи газовой смазки корпуса для скоростных судов. Было просмотрено множество иностранных и отечественных патентов для поиска приемлемого решения, выработан определенный подход, произведены начальные расчеты и  поведены натурные испытания. В  результате лодка получила корпус с  глубоким «V» и  переменной килеватостью 42/26/19. Для улучшения динамической стабильности при движении в  режиме слемминга, моторы (два дизеля VOLVO PENTA D3), были сдвинуты вперед, максимально близко к центру масс лодки. Привод на угловые поворотные колонки (УПК) осуществлялся через валы со  ШРУС типа AQUADRIVE. В  начале глиссирующей смоченной поверхности днища производился выпуск выхлопных газов дизеля побортно. В  результате примерно 40% смоченной поверхности в  режиме глиссирования было покрыто слоем газовых пузырьков, радикально снижающих сопротивление трения!

Многочисленные подводные съемки корпуса на различных режимах движения позволили найти оптимальное расположение выхлопных дюз, обеспечивающих достаточный слой газовых пузырьков. В  итоге ходовых испытаний выяснилось, что винтовые характеристики корпуса RX850/870  превышают показатели эмпирической модели VOLVO PENTA, на основе которой осуществляется подбор режимов движения различных скоростных судов, оснащаемых моторами данной фирмы, с  коэффициентом 1,23. Дальнейшее снижение сопротивления нивелировалось ростом сопротивления подводных частей УПК, типа DPS. Так как максимальная скорость, согласно ТЗ на лодку, была достигнута, а  показатели экономичности хода на  крейсерской скорости в  30  узлов были превышены в 1,5 раза, работы по оптимизации режима движения на данной модели были завершены.

Следует отметить, что все опытно-конструкторские работы компания производила за  счет собственных резервов, которые были весьма ограниченны. Всего было выпущено 14  корпусов модели RX850/870  в  различных модификациях для российского рынка. Особую популярность получила версия RX870  HT с  носовой каютой и  пилотской кабиной. Лодки успешно освоили всю акваторию Балтийского и  Средиземного морей, подтвердив реальную дальность хода в 800 морских миль на крейсерском ходу.

srt-23

В 2011 году нами была спроектирована и  построена для московской спортивной команды «NEW STAR» гоночная лодка с  корпусом, имеющим двухступенчатую вентиляцию поперечными реданами, которая в  этом  же году выиграла Чемпионат Мира в  самом старшем для РИ-Бов классе PR1  с  300сильными моторами. Работы над этой лодкой показали, что корпуса с  вентиляцией не только обладают повышенными скоростными характеристиками, но  и  большим потенциалом в повышении экономичности движения.

srt-24

Когда был сформулирован заказ на лодку длиной в  12  метров, мы смогли совместить в  корпусе два решения — двухступенчатой декомпрессии и  газового выхлопа. На  базе использования двух этих принципов и была спроектирована и построена лодка RX1173. При разработке данной модели был использован весь опыт постройки скоростных и экономичных морских катеров с большим запасом хода. Головная лодка прошла ходовые испытания и сдана заказчику.

Наш «флагман» для России. Общая компоновка

Лодка RX1173  имеет корпус типа «Глубокое  V» переменной килеватости двухступенчатой декомпрессии с  двумя поперечными реданами соответственно. Угол слома килевой линии на  первом редане 1 град, на втором 0,8 град. Реданы расположены таким образом, что центр масс лодки находится между первым и вторым поперечными реданами.

Для повышения динамической стабильности моторы значительно смещены к центру масс лодки. Для этого используются удлинительные валы между моторами и УПК. Остальное подпалубное пространство в  районе центра масс занято топливными баками общей емкостью 2500 литров, а у версии World Tour (WT) емкостью в  5000  литров. В  фундаментах моторов смонтированы выпускные каналы системы газовой смазки.

srt-24-2

Корпус соединяется с  палубой фигурным ложементом под надувной баллон. Надувной баллон имеет 7  независимых секций и  установлен таким образом, чтобы являть собой мягкую скулу корпуса. Тем самым достигается повышенная мореходность при развитом волнении, когда баллон работает как своеобразный амортизатор удара во  встречную волну при движении в  режиме слемминга. Кокпит палубы самоотливной с  развитыми сливными шпигатами, с  помощью которых происходит быстрое осушение после накрытия волной. На  транце смонтирован широкий кринолин, пригодный как для организации удобного погружения аквалангистов, так и  для быстрой замены винтов на воде.

На палубе смонтирована надстройка, включающая в  себя пилотскую кабину и  носовую каюту. Аэродинамика надстройки спроектирована таким образом, чтобы полностью избавить кокпит и кормовую часть палубы от  спрея (брызг и  водяной пыли), неизменно сопутствующих скоростным лодкам. Для снижения общей шумности лодки на  крейсерской и  максимальной скорости, воздухо-заборники двигателей убраны с  капота моторов и  вынесены на  верхние боковые поверхности надстройки. Надстройка имеет на  верхней поверхности три герметичных люка и две герметичных двери на задней переборке в кабину и в гальюн. Внутренняя компоновка может быть различной, в  зависимости от  функции использования лодки. Коммерческий вариант предусматривает 4–6 ударо поглощающих кресел, камбуз, гальюн с душем, диван, холодильник и различные шкафы-рундуки. Неизменными остаются только консоли пилота и  штурмана, спроектированные в соответствии со стандартами HSC. Компоновка для спецприменений может варьироваться с  различным количеством кресел (до 12), а также оснащаться дополнительным центральным люком рядом с  пулеметной турелью. Повышенная поперечная остойчивость корпуса позволяет монтировать на  крыше различные скорострельные системы Гатлинга с боковой отдачей до 100 кг. Благодаря значительному объему надстройки и  пониженному центру тяжести, лодка имеет эффект самовосстановления при непроизвольном опрокидывании.

Узлы и агрегаты

Корпус изготовлен из  композитных материалов с  применением армидных и углеродных волокон RTM методом вакуумной инфузии. Наша компания имеет более чем 15летний опыт вакуумной формовки композитов, и добилась очень хорошего и  стабильного качества исполнения корпусов, что гарантирует их прочность и долговечность. Технология изготовления корпуса позволяет максимально эффективно использовать оптимальную гидродинамику и  получать наилучшие прочностно-весовые характеристики.

Топливные баки изготовлены из  композитного сэндвича с двойными стенками, с  элементами силового набора. Упругость и  эластичность подобной конструкции гарантирует высокую надежность баков при значительных знакопеременных нагрузках на корпус.

Палуба и  надстройка также изготовлены методом вакуумной формовки и  представляют собой сэндвич-конструкцию с  применением полипропиленовых сотовых заполнителей.

srt-25

В стандартном оснащении лодка оборудуется двумя дизельными моторами D4 с турбонаддувом и механическим компрессором, мощностью по 300 л. с. фирмы ВОЛЬВО ПЕНТА с приводом на УПК типа DPH или DPR, что позволяет двигаться по  мелководью с  глубиной в  0,7  метра. Лодка может оснащаться моторами с  массогабаритными параметрами, аналогичными моторам D6, а также водометными движителями.

А. А. Тараненко,

ген. директор и ген. конструктор

ЗАО «КОМПАН МАРИН».

Добавить комментарий