Актуальность применения инновационных технологий и материалов обусловлена целым рядом требований, определяющих современный подход к проектированию, строительству и реконструкции аэродромной инфраструктуры. А именно:
— обеспечение эффективности принимаемых решений на стадиях проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта аэродромов, оценки целесообразности реализации возникающих в процессе строительства технических предложений проектировщиков, подрядчиков, авторского надзора и надзора других лиц — участников строительного процесса ;
— оптимизация материально-технических затрат и стоимости строительства;
— проведение единой научно обоснованной политики в вопросах проектирования, строительства и реконструкции аэродромов ;
— выработка подходов для решения экологических проблем, связанных с воздействием аэропортов на окружающую среду ;
— повышение энергетической эффективности зданий и сооружений ;
— разработка новых технических решений.
Опыт использования инноваций
Современный подход к модернизации аэродромов предполагает внедрение инноваций на всех этапах жизненного цикла объекта, а именно: проектирование, строительство, эксплуатация, утилизация. В Российской Федерации использование инновационных материалов в строительстве транспортной инфраструктуры продвигается не так активно как в мире. Хотя еще до начала 90-х годов наша страна, наряду с США и Японией, входила в число лидеров по объему производства и применения полимерных композитных материалов (ПКМ) на мировом рынке. При этом СССР и США развивали отрасль ПКМ, главным образом, применительно к изделиям и конструкциям для оборонно-промышленного комплекса, в то время как основные области применения ПКМ в Японии сосредоточились в гражданском сегменте.
С 1992 года до недавнего времени развитие отрасли ПКМ в России фактически было прекращено. Руководство страны вернуло это направление в число приоритетных, поставив задачу создать новое поколение полимерных композиционных материалов и расширить объемы их производства.
В России началась и ведется успешная реализация ряда проектов, в которых применяются изделия и конструкции из ПКМ отечественного производства, расширяется спектр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, опытно-промышленных испытаний. К сожалению, в строительстве аэродромной инфраструктуры, использование новых технологий, в том числе, с применением ПКМ, пока носит скорее экспериментальный характер.
На сегодня из данных технологий применяются только ремонтные составы для аэродромных покрытий, некоторые решения в осветительном оборудовании, некоторые конструкции из ПКМ для воднодренажных систем, мастики и герметизирующие материалы. Так, на объекте реконструкции Администрации гражданских аэропортов (аэродромов) — аэродроме аэропорта Казань в 2013 году на экспериментальном участке перрона был создан верхний слой покрытия с применением полимерной композитной арматуры. Эксплуатационное состояние трех композитобетонных плит покрытия активной части перрона по состоянию на сегодняшний день отличное — на поверхности нет трещин, дефектов, следов деструкции на стыках плит. Часть периметрового ограждения аэропорта Казани, в зоне нахождения радионавигационного оборудования, была выполнена в экспериментальном порядке из полимерной сетки. Из такой же сетки был выполнен экспериментальный участок ограждения в аэропорту г. Якутск. При обеспечении радиопрозрачности у этой полимерной сетки есть и недостатки: — импортная технология (итальянский разработчик), что небезопасно с экономической точки зрения в условиях антироссийских санкций ;
— ограждения из полимерной сетки разрушаются в жестких климатических условиях (снежные наносы, ледяной дождь и т. п.) ;
— несопоставимо высокая цена изделия.
Между тем, в настоящее время уже имеются все основания для активного внедрения в строительство и реконструкцию объектов аэродромной инфраструктуры таких новых отечественных материалов, как конструкции и изделия из ПКМ — арматура;
трубы для всех климатических зон;
ячеистые конструкции, увеличивающие сейсмическую устойчивость зданий и сооружений до 10 баллов включительно;
радиопрозрачные ограждения;
фибробетоны и полимербетоны;
светодиодные системы освещения; герметизирующие мастики, полимернобитумные материалы и др.
Инновации на стадии проектирования
Возможность использования при строительстве или реконструкции объекта новых технологий и материалов закладывается на стадии проектирования. Ведущую роль во внедрении новаций, позволяющих повысить надежность аэродромных сооружений, безопасность взлетно-посадочных операций, должны играть на этой стадии проектные организации. Важной составляющей деятельности проектных институтов должен стать постоянный мониторинг состояния объектов аэродрома, уже построенных и строящихся с применением новых технологий и материалов. Результатами мониторинга станут обобщенные и статистически обработанные сведения по оценке результатов Инновационные технологии и новые материалы в проектировании, строительстве и реконструкции аэродромной инфраструктуры внедрения инноваций, анализ проектных решений, рекомендации по применению тех или иных технологий или материалов. Данная работа должна выполняться совместно заказчиком, подрядной и проектной организациями. Здесь можно сформулировать также задачи, стоящие перед заказчиком-застройщиком в рамках инновационной деятельности:
— консолидация деятельности проектных организаций по исследованию рынков инноваций ;
— формирование перечня наиболее интересных и перспективных технологий ;
— привлечение финансовых средств для проведения соответствующих НИР и НИОКР, лабораторных и опытно-промышленных испытаний и апробации новых технологий и материалов на отдельных объектах.
На стадии строительства
На стадии строительства или реконструкции реализуются те решения, которые разработаны в рамках проектной документации. Здесь необходимо обратить внимание организаций, внедряющих новые технологии и материалы, на следующее:
— обеспечение высокого качества применяемых материалов (существуют риски появления на рынке контрафактной продукции) ;
— строгое соблюдение внедряемых технологий. Задача заказчика-застройщика и проектной организации на этапе строительства — обеспечение надлежащего строительного контроля и авторского надзора за реализацией предусмотренных в проектной документации инновационных решений.
Проблемы внедрения
Основные сдерживающие факторы использования инноваций — это необходимость дополнительных согласований проекта и разработка спецтехусловий (СТУ), так как в действующих ГОСТах, СНиПах и других нормативных документах применение инновационных материалов не запрещено, но одновременно и не регламентировано.
В обоснование частых отказов от применения инновационных технологий и новых материалов, используются расчеты затрат на этапе строительства, которые иногда оказываются выше, чем для применения традиционных технологий. При этом упускаются и не учитываются затраты на эксплуатационные расходы, которые в своем превалирующем большинстве оказываются значительно выше самих затрат на строительство.
На практике, совокупность этих факторов часто приводит к проблемам в согласовании проектов в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Так, при разработке проектной документации объекта «Строительство аэропортового комплекса «Южный» (г. Ростов-на-Дону)» для освещения перрона и мест стоянок воздушных судов было рекомендовано применение прожекторов на светодиодах. Несмотря на то, что эта рекомендации была поддержана заказчиком-застройщиком, подрядной организацией и управляющей компаний, ФАУ «Главгосэкпертиза» исключила из проекта светодиодные прожектора, как более дорогие по сравнению с традиционными осветительными установками. При этом в своем решении экспертиза не учла полный цикл и существенную экономию от эксплуатации оборудования. К сожалению, отсутствует и четкое нормативно-правовое и нормативно-техническое регулирование применения инновационных решений, что зачастую становится неприемлемым как для проектной организации, так и для заказчика и подрядчика.
С учетом перспектив деятельности ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и транспортной отрасли в целом, обновление нормативной базы применительно к инновационной деятельности является животрепещущей задачей. Особенно это актуально для реализации проектов реконструкции так называемых «малых» аэропортов и приравненных к ним аэропортов с малой интенсивностью воздушных перевозок (в том числе для аэропортов, расположенных или строящихся в районах Крайнего Севера) и с аэродромами классов Г, Д и Е. При реализации проектов по данным аэропортам открывается широкий простор для инновационной деятельности в части:
— строительства аэродромных покрытий в грунтовом исполнении со стабилизацией основания современными технологиями и материалами ;
— строительства горизонтальных поверхностей аэродромов с применением экологически безопасных конструкций и изделий из ПКМ, устойчивых к агрессивным воздействиям окружающей среды ;
— реализации обоснованно необходимого комплекса объектов аэродромной и аэропортовой инфраструктуры в соответствии с требованиями авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов ;
— применения быстровозводимых модульных унифицированных низкозатратных аэропортовых систем из ПКМ, например, быстро возводимых командно-диспетчерских пунктов и иных административных и технических зданий и сооружений модульного и контейнерного типа, трансформаторных подстанций, огней высокой интенсивности на генераторах и т. д. ;
— применения роботизированных инженерных систем светосигнального оборудования и радиотехнического обеспечения полетов. Проблемы инновационного развития и внедрения современных материалов в аэродромостроении можно решить только комплексно, с участием всех заинтересованных сторон.
А именно:
— Необходимо изменить или заново разработать 21 СНиП (СП), 19 ГОСТов и 4 ВСН (ведомственные строительные нормы). Без этого все инновационные предложения и достижения (результаты НИР, НИОКР и ОПИ) останутся только на бумаге. Для разработки и согласования изменений в нормативно-технической базе требуется не только содействие, но и интеллектуальная и финансовая поддержка со стороны Министерства транспорта РФ и Министерства промышленности и торговли РФ.
— Необходимо организовать более тесное межведомственное сотрудничество между научно-исследовательскими и проектными институтами с целью ускорения внедрения инноваций в конкретные проекты. Такое сотрудничество может быть эффективным в рамках Комиссии по инновациям при Министерстве транспорта и/или при Росавиации, куда вошли бы представители НИИ, проектных институтов, ведущих разработчиков и заказчиков, представители исполнительной и законодательной власти для совместной разработки решений и предложений по внедрению инновационных разработок.
— Министерству образования и науки РФ необходимо подготовить и внести изменения в учебные планы ряда высших учебных заведений, таких как Московский авиационный институт, Ульяновский высший авиационный институт гражданской авиации, Московский автомобильно-дорожный институт и других профильных образовательных учреждений, в программы по разработке и практическому применению современных инновационных технологий и материалов. Привлекать к чтению спецкурсов специалистов, имеющих практический опыт разработки и применения инновационных технологий и новых материалов.
— Необходимо создание опытно-экспериментальных площадок для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, опытно-промышленных испытаний новых материалов, конструкций и технологий. Для этих целей требуется утвердить как минимум три экспериментальные площадки в разных климатических зонах РФ, оптимально на базе аэропортов городов Архангельск, Казань и Анапа.
Требуется помощь всех заинтересованных ведомств, чтобы данное предложение было одобрено Росавиацией в кратчайшие сроки.
Перспективные направления применения композитных материалов — композитное армирование (вместо стального) взлетных полос, перронов, рулежных дрожек и статических стоянок (полное и гибридное) ;
— композитные лотки, коллекторы и решетки для целей водоотведения на территории аэродромов ;
— композитные радиопрозрачные стойки, конструкции и сооружения для размещения светооптических и радиотехнических систем привода, связи и сигнализации ;
— композитные кабельные каналы и системы подвески и обустройства кабельных трасс в кабельных каналах и колодцах ;
— комплексные системы ограждений аэродромов с контролем проникновения, выполненные из радиопрозрачных композитных материалов ;
— композитные двери, люки, лестницы, настилы для всех типов шахт, приямков, каналов и тоннелей ;
— легкие павильоны, навесы и козырьки с применением композитных каркасов с покрытием листовым прозрачным поликарбонатом или стеклопластиком ;
— теплоэффективные сооружения ангарного и купольного типа, возведенные по технологии двойного торкретбетонного свода (каркасный и бескаркасный вариант), выполненные по безметаллической технологии с применением композитных материалов ;
— композитные модульные (готовые или комплектной сборки на месте) блоккомнаты, в форм-факторе 20и 40футового контейнера с широкими трансформерными возможностями по сборке сооружения любой конструкции и назначения ;
— системы артезианского водоснабжения (утепленные), выполненные полностью из композитных материалов, подходящих для ХВС ;
— трубные утепленные системы ХВС, ГВС, отопления и канализации, выполненные из композитных материалов ;
— локальные станции биоочистки накопительного и проточного типа, выполненные из композитных материалов ;
— подземные емкости для светлых и других нефтепродуктов, выполненные из композитных материалов, стойких к нефтепродуктам ;
— понтоны из композитных и полимерных материалов для резервуаров хранения нефтепродуктов для аэродромного хозяйства. Данной публикацией авторы хотели бы открыть серию статей по актуальным проблемам, стоящими сегодня перед проектировщиками и строителями аэропортовых комплексов в России. На наш взгляд всё вышесказанное требует внимания и деятельного содействия в решении на государственном уровне .
Справочно. ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» является крупнейшим заказчиком-застройщиком объектов аэродромной инфраструктуры в рамках федеральных целевых программ и комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и входит в перечень стратегических предприятий РФ. Предприятие обеспечило реализацию федеральных инвестиций в объеме 193 млрд. рублей на строительство и реконструкцию 383 объектов. За прошедший 2015 год выполнены строительно-монтажные работы по реконструкции и строительству объектов аэродромной инфраструктуры в 30 аэропортах страны. Ведутся работы в воздушных гаванях десяти российских городов, которым выпала честь принимать у себя участников Чемпионата мира по футболу — 2018. Объем бюджетных инвестиций в 2015 году составил 31,9 млрд. рублей (в рамках ФАИП). На 2016–2020 годы Предприятием запланировано строительство 6 новых и реконструкция 29 существующих взлетно-посадочных полос.
Инновационные технологии и новые материалы в проектировании, строительстве и реконструкции аэродромной инфраструктуры
Актуальность применения инновационных технологий и материалов обусловлена целым рядом требований, определяющих современный подход к проектированию, строительству и реконструкции аэродромной инфраструктуры. А именно:
— обеспечение эффективности принимаемых решений на стадиях проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта аэродромов, оценки целесообразности реализации возникающих в процессе строительства технических предложений проектировщиков, подрядчиков, авторского надзора и надзора других лиц — участников строительного процесса ;
— оптимизация материально-технических затрат и стоимости строительства;
— проведение единой научно обоснованной политики в вопросах проектирования, строительства и реконструкции аэродромов ;
— выработка подходов для решения экологических проблем, связанных с воздействием аэропортов на окружающую среду ;
— повышение энергетической эффективности зданий и сооружений ;
— разработка новых технических решений.
Опыт использования инноваций
Современный подход к модернизации аэродромов предполагает внедрение инноваций на всех этапах жизненного цикла объекта, а именно: проектирование, строительство, эксплуатация, утилизация. В Российской Федерации использование инновационных материалов в строительстве транспортной инфраструктуры продвигается не так активно как в мире. Хотя еще до начала 90-х годов наша страна, наряду с США и Японией, входила в число лидеров по объему производства и применения полимерных композитных материалов (ПКМ) на мировом рынке. При этом СССР и США развивали отрасль ПКМ, главным образом, применительно к изделиям и конструкциям для оборонно-промышленного комплекса, в то время как основные области применения ПКМ в Японии сосредоточились в гражданском сегменте.
С 1992 года до недавнего времени развитие отрасли ПКМ в России фактически было прекращено. Руководство страны вернуло это направление в число приоритетных, поставив задачу создать новое поколение полимерных композиционных материалов и расширить объемы их производства.
В России началась и ведется успешная реализация ряда проектов, в которых применяются изделия и конструкции из ПКМ отечественного производства, расширяется спектр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, опытно-промышленных испытаний. К сожалению, в строительстве аэродромной инфраструктуры, использование новых технологий, в том числе, с применением ПКМ, пока носит скорее экспериментальный характер.
На сегодня из данных технологий применяются только ремонтные составы для аэродромных покрытий, некоторые решения в осветительном оборудовании, некоторые конструкции из ПКМ для воднодренажных систем, мастики и герметизирующие материалы. Так, на объекте реконструкции Администрации гражданских аэропортов (аэродромов) — аэродроме аэропорта Казань в 2013 году на экспериментальном участке перрона был создан верхний слой покрытия с применением полимерной композитной арматуры. Эксплуатационное состояние трех композитобетонных плит покрытия активной части перрона по состоянию на сегодняшний день отличное — на поверхности нет трещин, дефектов, следов деструкции на стыках плит. Часть периметрового ограждения аэропорта Казани, в зоне нахождения радионавигационного оборудования, была выполнена в экспериментальном порядке из полимерной сетки. Из такой же сетки был выполнен экспериментальный участок ограждения в аэропорту г. Якутск. При обеспечении радиопрозрачности у этой полимерной сетки есть и недостатки: — импортная технология (итальянский разработчик), что небезопасно с экономической точки зрения в условиях антироссийских санкций ;
— ограждения из полимерной сетки разрушаются в жестких климатических условиях (снежные наносы, ледяной дождь и т. п.) ;
— несопоставимо высокая цена изделия.
Между тем, в настоящее время уже имеются все основания для активного внедрения в строительство и реконструкцию объектов аэродромной инфраструктуры таких новых отечественных материалов, как конструкции и изделия из ПКМ — арматура;
трубы для всех климатических зон;
ячеистые конструкции, увеличивающие сейсмическую устойчивость зданий и сооружений до 10 баллов включительно;
радиопрозрачные ограждения;
фибробетоны и полимербетоны;
светодиодные системы освещения; герметизирующие мастики, полимернобитумные материалы и др.
Инновации на стадии проектирования
Возможность использования при строительстве или реконструкции объекта новых технологий и материалов закладывается на стадии проектирования. Ведущую роль во внедрении новаций, позволяющих повысить надежность аэродромных сооружений, безопасность взлетно-посадочных операций, должны играть на этой стадии проектные организации. Важной составляющей деятельности проектных институтов должен стать постоянный мониторинг состояния объектов аэродрома, уже построенных и строящихся с применением новых технологий и материалов. Результатами мониторинга станут обобщенные и статистически обработанные сведения по оценке результатов Инновационные технологии и новые материалы в проектировании, строительстве и реконструкции аэродромной инфраструктуры внедрения инноваций, анализ проектных решений, рекомендации по применению тех или иных технологий или материалов. Данная работа должна выполняться совместно заказчиком, подрядной и проектной организациями. Здесь можно сформулировать также задачи, стоящие перед заказчиком-застройщиком в рамках инновационной деятельности:
— консолидация деятельности проектных организаций по исследованию рынков инноваций ;
— формирование перечня наиболее интересных и перспективных технологий ;
— привлечение финансовых средств для проведения соответствующих НИР и НИОКР, лабораторных и опытно-промышленных испытаний и апробации новых технологий и материалов на отдельных объектах.
На стадии строительства
На стадии строительства или реконструкции реализуются те решения, которые разработаны в рамках проектной документации. Здесь необходимо обратить внимание организаций, внедряющих новые технологии и материалы, на следующее:
— обеспечение высокого качества применяемых материалов (существуют риски появления на рынке контрафактной продукции) ;
— строгое соблюдение внедряемых технологий. Задача заказчика-застройщика и проектной организации на этапе строительства — обеспечение надлежащего строительного контроля и авторского надзора за реализацией предусмотренных в проектной документации инновационных решений.
Проблемы внедрения
Основные сдерживающие факторы использования инноваций — это необходимость дополнительных согласований проекта и разработка спецтехусловий (СТУ), так как в действующих ГОСТах, СНиПах и других нормативных документах применение инновационных материалов не запрещено, но одновременно и не регламентировано.
В обоснование частых отказов от применения инновационных технологий и новых материалов, используются расчеты затрат на этапе строительства, которые иногда оказываются выше, чем для применения традиционных технологий. При этом упускаются и не учитываются затраты на эксплуатационные расходы, которые в своем превалирующем большинстве оказываются значительно выше самих затрат на строительство.
На практике, совокупность этих факторов часто приводит к проблемам в согласовании проектов в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Так, при разработке проектной документации объекта «Строительство аэропортового комплекса «Южный» (г. Ростов-на-Дону)» для освещения перрона и мест стоянок воздушных судов было рекомендовано применение прожекторов на светодиодах. Несмотря на то, что эта рекомендации была поддержана заказчиком-застройщиком, подрядной организацией и управляющей компаний, ФАУ «Главгосэкпертиза» исключила из проекта светодиодные прожектора, как более дорогие по сравнению с традиционными осветительными установками. При этом в своем решении экспертиза не учла полный цикл и существенную экономию от эксплуатации оборудования. К сожалению, отсутствует и четкое нормативно-правовое и нормативно-техническое регулирование применения инновационных решений, что зачастую становится неприемлемым как для проектной организации, так и для заказчика и подрядчика.
С учетом перспектив деятельности ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» и транспортной отрасли в целом, обновление нормативной базы применительно к инновационной деятельности является животрепещущей задачей. Особенно это актуально для реализации проектов реконструкции так называемых «малых» аэропортов и приравненных к ним аэропортов с малой интенсивностью воздушных перевозок (в том числе для аэропортов, расположенных или строящихся в районах Крайнего Севера) и с аэродромами классов Г, Д и Е. При реализации проектов по данным аэропортам открывается широкий простор для инновационной деятельности в части:
— строительства аэродромных покрытий в грунтовом исполнении со стабилизацией основания современными технологиями и материалами ;
— строительства горизонтальных поверхностей аэродромов с применением экологически безопасных конструкций и изделий из ПКМ, устойчивых к агрессивным воздействиям окружающей среды ;
— реализации обоснованно необходимого комплекса объектов аэродромной и аэропортовой инфраструктуры в соответствии с требованиями авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов ;
— применения быстровозводимых модульных унифицированных низкозатратных аэропортовых систем из ПКМ, например, быстро возводимых командно-диспетчерских пунктов и иных административных и технических зданий и сооружений модульного и контейнерного типа, трансформаторных подстанций, огней высокой интенсивности на генераторах и т. д. ;
— применения роботизированных инженерных систем светосигнального оборудования и радиотехнического обеспечения полетов. Проблемы инновационного развития и внедрения современных материалов в аэродромостроении можно решить только комплексно, с участием всех заинтересованных сторон.
А именно:
— Необходимо изменить или заново разработать 21 СНиП (СП), 19 ГОСТов и 4 ВСН (ведомственные строительные нормы). Без этого все инновационные предложения и достижения (результаты НИР, НИОКР и ОПИ) останутся только на бумаге. Для разработки и согласования изменений в нормативно-технической базе требуется не только содействие, но и интеллектуальная и финансовая поддержка со стороны Министерства транспорта РФ и Министерства промышленности и торговли РФ.
— Необходимо организовать более тесное межведомственное сотрудничество между научно-исследовательскими и проектными институтами с целью ускорения внедрения инноваций в конкретные проекты. Такое сотрудничество может быть эффективным в рамках Комиссии по инновациям при Министерстве транспорта и/или при Росавиации, куда вошли бы представители НИИ, проектных институтов, ведущих разработчиков и заказчиков, представители исполнительной и законодательной власти для совместной разработки решений и предложений по внедрению инновационных разработок.
— Министерству образования и науки РФ необходимо подготовить и внести изменения в учебные планы ряда высших учебных заведений, таких как Московский авиационный институт, Ульяновский высший авиационный институт гражданской авиации, Московский автомобильно-дорожный институт и других профильных образовательных учреждений, в программы по разработке и практическому применению современных инновационных технологий и материалов. Привлекать к чтению спецкурсов специалистов, имеющих практический опыт разработки и применения инновационных технологий и новых материалов.
— Необходимо создание опытно-экспериментальных площадок для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, опытно-промышленных испытаний новых материалов, конструкций и технологий. Для этих целей требуется утвердить как минимум три экспериментальные площадки в разных климатических зонах РФ, оптимально на базе аэропортов городов Архангельск, Казань и Анапа.
Требуется помощь всех заинтересованных ведомств, чтобы данное предложение было одобрено Росавиацией в кратчайшие сроки.
Перспективные направления применения композитных материалов — композитное армирование (вместо стального) взлетных полос, перронов, рулежных дрожек и статических стоянок (полное и гибридное) ;
— композитные лотки, коллекторы и решетки для целей водоотведения на территории аэродромов ;
— композитные радиопрозрачные стойки, конструкции и сооружения для размещения светооптических и радиотехнических систем привода, связи и сигнализации ;
— композитные кабельные каналы и системы подвески и обустройства кабельных трасс в кабельных каналах и колодцах ;
— комплексные системы ограждений аэродромов с контролем проникновения, выполненные из радиопрозрачных композитных материалов ;
— композитные двери, люки, лестницы, настилы для всех типов шахт, приямков, каналов и тоннелей ;
— легкие павильоны, навесы и козырьки с применением композитных каркасов с покрытием листовым прозрачным поликарбонатом или стеклопластиком ;
— теплоэффективные сооружения ангарного и купольного типа, возведенные по технологии двойного торкретбетонного свода (каркасный и бескаркасный вариант), выполненные по безметаллической технологии с применением композитных материалов ;
— композитные модульные (готовые или комплектной сборки на месте) блоккомнаты, в форм-факторе 20и 40футового контейнера с широкими трансформерными возможностями по сборке сооружения любой конструкции и назначения ;
— системы артезианского водоснабжения (утепленные), выполненные полностью из композитных материалов, подходящих для ХВС ;
— трубные утепленные системы ХВС, ГВС, отопления и канализации, выполненные из композитных материалов ;
— локальные станции биоочистки накопительного и проточного типа, выполненные из композитных материалов ;
— подземные емкости для светлых и других нефтепродуктов, выполненные из композитных материалов, стойких к нефтепродуктам ;
— понтоны из композитных и полимерных материалов для резервуаров хранения нефтепродуктов для аэродромного хозяйства. Данной публикацией авторы хотели бы открыть серию статей по актуальным проблемам, стоящими сегодня перед проектировщиками и строителями аэропортовых комплексов в России. На наш взгляд всё вышесказанное требует внимания и деятельного содействия в решении на государственном уровне .
Справочно. ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» является крупнейшим заказчиком-застройщиком объектов аэродромной инфраструктуры в рамках федеральных целевых программ и комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте и входит в перечень стратегических предприятий РФ. Предприятие обеспечило реализацию федеральных инвестиций в объеме 193 млрд. рублей на строительство и реконструкцию 383 объектов. За прошедший 2015 год выполнены строительно-монтажные работы по реконструкции и строительству объектов аэродромной инфраструктуры в 30 аэропортах страны. Ведутся работы в воздушных гаванях десяти российских городов, которым выпала честь принимать у себя участников Чемпионата мира по футболу — 2018. Объем бюджетных инвестиций в 2015 году составил 31,9 млрд. рублей (в рамках ФАИП). На 2016–2020 годы Предприятием запланировано строительство 6 новых и реконструкция 29 существующих взлетно-посадочных полос.
В. П. Смирнов,
советник Генерального директора
ФГУП «Администрация гражданских
аэропортов (аэродромов)»,
Председатель Правления «Парламентского
центра «Авиация и Космонавтика»
А. Б. Обидин,
советник Генерального директора
ФГУП «Администрация гражданских
аэропортов (аэродромов)»,
академик АМТН РФ
С. Ф. Васюткин,
Генеральный директор
ООО «Композит Групп»,
член Президиума Союза КТИ
г. Москва.
Рубрики
Подписаться на новости