Надежный «посредник» между рычагом и КП

16 апреля, 2019 нет комментериев

ОТ РЕДАКЦИИ. Третья декада июля стала Днями Санкт-Петербурга в Республике Татарстан. Для участия в деловых и праздничных мероприятиях в Казань прибыла делегация северной столицы во главе с губернатором города. В составе деле­гации был Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России Александр Гуров.

19 июля в Казани начал работу Межрегиональный форум по сотрудничеству Санкт-Петербурга и Республики Татарстан. Участников форума приветствовали губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Руководители регионов подписали Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве между Санкт-Петербургом и Респу­бликой Татарстан и Протокол по его реализации на 2016–2017 годы.

В ходе встреч на форуме обсуждалось развитие сотрудни­чества в таких сферах, как информационные технологии, судостроение, машиностроение, образование. Санкт-Петербург вместе с коллегами из Татарстана будет готовиться к прове­дению в Казани в 2019 году чемпионата мира WorldSkills. «Тема подготовки высоко-квалифицированных кадров для промыш­ленности сегодня актуальна для всей страны, в том числе и для Санкт-Петербурга», — сказал губернатор.

Александр Гуров в рамках программы визита провел встречу с председателем Правления НП «Машинострои­тельный кластер Республики Татарстан» Сергеем Майоровым. В соответствии с подписанным ранее соглашением между орга­низациями, были обсуждены возможности взаимодействия в интересах развития станкостроения.

Продолжается и информационное сотрудничество, частью которого стала серия публикаций машиностроителей Татар­стана в журнале «Экспертный союз». Очередная статья пред­ставлена ниже.

НАДЕЖНЫЙ «ПОСРЕДНИК» МЕЖДУ РЫЧАГОМ И КП

Комфорт водителя за рулем автомобиля зависит от многих факторов. Не последним является удобство переключения передач в механической трансмиссии. При выборе автомобиля «под себя» этот момент часто становится решающим. Отдельно заметим, что при выборе и эксплуатации коммер­ческой автотехники, растут риски ава­рийных ситуаций, если мнение водителя не учитывается, и наемному шоферу при­ходиться мучиться с неудобными механиз­мами переключения КП.

Тросовый привод

str-20-1

В нечеткости включений, длинных ходах или в  тугом включении принято обвинять коробку передач, хотя в большей степени она отвечает за  выбор скорости и тягу, передающиеся от мотора к ведущим колесам. А  вот комфортом и  четкостью переключения в  основном заведует привод управления КП. Это важный «посредник» между рычагом и  коробкой, от  правильной конструкции и  четкости работы которого зависит комфорт управления автомобилем. Таким образом, «обучением благородным манерам» коробок передач (а через них и автомобилей) занимаются производители приводов КП.

str-20-2

Многие годы в  качестве устройств, передающих усилие от водителя к коробке, использовались механические тяги, часто составные, соединенные шарнирами. Износы шарниров, конфигурация тяг и их масса создают проблемы с процессом переключения передач. Вспомните распространенный некогда заднемоторный автобус ЛАЗ699, водители которого даже на новых машинах не могли с первого раза попасть в нужную передачу, так как в приводе применялись жесткие сочлененные тяги, тянущиеся под всем кузовом 9метрового автобуса. С  50  годов прошлого века, сначала в  легковом автомобилестроении, а  затем в  грузовом, начали распространяться тросовые приводы, изобретенные авиастроителями. Тросовый привод исключает передачу вибрации и ударов на рычаг переключения КП, возникающих в трансмиссии. Он позволяет герметизировать механизм переключения, тем самым значительно снизить шум в  кабине. В  связи с  плотностью компоновки моторного отсека современных автомобилей и  автобусов, тросовый привод позволяет сделать трассу оптимальной без каких-либо промежуточных рычагов и  шарниров. Таким образом обеспечивается четкость включения и надежность узла в целом.

str-21-1

Главной задачей производителей тросовых приводов является приме­нение    надежного    троса    двухстороннего действия. Трос представляет собой стальной витой многожильный канат, обвитый ленточной броней, который заключен в гибкую металлическую обо­лочку из пружинной стали, залитой пла­стиком. Между оболочкой и сердечником находится слой полимерного материала, позволяющий минимизировать трение, что значительно снижает усилие на пере­мещении рычага КП. Перед сборкой в оболочку закладывается смазка.

В     основном     все     производители тросов применяют близкие конструкции, внешне мало отличающиеся для неспеци­алистов (возможно, цветом оболочки). Но «дьявол в деталях». Усилия движения сердечника троса и стабильность этого усилия во времени и при разных темпе­ратурах зависят от применяемой смазки и (или) пластикового вкладыша. Четкость включения передачи — от минимального люфта сердечника в оболочке, а это — следствие обеспечения минимальных зазоров. Надежность шарниров зависит от применяемого материала, точности изготовления. Можно долго перечислять отличия «хороших» тросов от «плохих». Тут каждый нюанс — это затраты, влия­ющие на стоимость.

str-21-2

Несмотря на 60летнюю историю тро­сового привода в автомобилестроении, российская автомобильная промышлен­ность применяет его относительно недавно. Пионером стала инжиниринговая фирма «КОРА» (г. Набережные Челны), которая разработала тросовый привод для авто­буса ЛиАЗ в 1995 году. Привод быстро завоевал популярность у транспортников, и с 1996 года завод ЛиАЗ применяет его практически в неизменном виде. «КОРА» применила трос и механизм переклю­чения в кабине (мастеропору) британской компании «Morse». В последующие годы «КОРА» разработала тросовые приводы практически для всех автобусных заводов России и Белоруссии (НЕФАЗ, МАЗ, ПАЗ).

str-21-3

К середине 2000-х годов появились и другие производители тросовых при­водов, большинство из которых при­меняют    тросы    турецких,    украинских и китайских заводов для удешевления привода. Есть и российские производи­тели, поставляющие продукцию на вто­ричный рынок.

Последний характеризуется большим разнообразием цен и качества — от самых
высококачественных, поставляемых и на заводы (обеспечение гарантийных обязательства на новую технику — 100 тыс.км), до качества на один сезон.

Сегодня тросовые приводы КП вытес­няют вибро-нагруженные и нуждающиеся в частой регулировке и смазке жесткие тяговые приводы КП в грузовом автомо­билестроении, даже в спецтехнике. В част­ности, на тросовый привод постепенно переходят КАМАЗ, МАЗ и УРАЛАЗ.

Сергей Ухов,

ООО «Кора»

Добавить комментарий